Страница 5 из 6

Добавлено: Вт июл 09, 2002 10:05 am
Den
Манон, хех... :) Я так и предполагал, что ты раставишь акценты подобным образом (в отношении Базарова и Кирсанова). Мда, акценты то сменились у нашего поколения... :) Интересное, конечно, дело - ДРУГИЕ ВРЕМЕНА. Я когда в школе сочинение писал по "Отцам и Детям" - уже тогда про цинизм, неправоту, пагубные нигилистические взгляды Базарова нам говорили сами учителя. Учительница старших классов у нас была очень хорошая, такая молоденькая, душевная, сторонница перестроечных взглядов и демократизации (нахлынувшие воспоминания :)).

Манон, насчет Толстого - тут ты права, я о нем не подумал просто. Он, безусловно, мог учить. Его общественная деятельность, его взгляды на многие вопросы вызывают уважение. Вот его то и можно называть порядочным человеком (пусть, грешков то тоже много было, наверно, но уж в целом - точно порядочным).

А вот насчет терзающих пороков, гениальных романов и переосмысления действительности - тут тоже твоя правда, отчасти, но, видишь ли, давай опять же вернемся к портретным галереям - читал я подборку статей о истинном лице этих людей - вот Роберт Бернс, к примеру - это был такой откровенный... или Байрон - ну, если верить статье, то это был просто подонок, в полном понимании этого слова. И много еще про кого авторы там накопали. То бишь, они были талантливыми мерзавцами. А следовательно, я могу читая стихи Бернса, восхититься манерой слога, описаниями красот шотландской природы (нарисованых моим воображением :)) и т.д. и т.п, но вот позволять ему учить себя чему-нибудь, брать его идеи на вооружение - не слишком ли, если это все вранье и сам этот человек им не следовал?

Да ведь и учить можно по-разному - можно скучно и назидательно, как Достоевкий, а можно, допустим, так, как учил сказками-притчами Гофман. Манон, кстати, интересно, тебе нравится Гофман?

Добавлено: Вт июл 09, 2002 10:28 am
Manon
Den, Гофман - нравится. Но не в этом суть. Понимаешь, я не считаю,что Достоевский учит скучно. Я просто люблю читать :)

А про те "портретные зарисовки" - понимаешь, писатели делятся с людьми своими идеалами, а не примерами образцово-показательно прожитой жизни. Идеал - это как должно быть, а не совсем как есть. Вот, напрмиер, как ты относишься к Тредиаковскому? :) Его слова о том, что "поэт изображает вещь так, как она долженствовала быть", - мне нравятся.

Пример с поэтом. Фет - великолепные, трогательные, пробирающие романтические стихи. А в жизни помещик Шеншин - жесткий крепостник. Как это в нем сочетается? А черт его знает, но не любить Фета из-за его "второго Я" Шеншина я не могу.

Жизнь человека и жизнь художника - разные жизни.

Добавлено: Вт июл 09, 2002 11:18 am
Den
Манон, "просто люблю читать" - но тебе же не все равно, что читать, лишь бы читать, верно? :) Я лично некоторую литературу читать не могу совершеннейше, уже на второй странице понимаю, что мои мысли где-то далеко и совершенно не хотят вникать в смысл описываемых событий.

Да я не спорю, никто не требует от писателя быть святым, но пусть он будет мало-мальски честным. Получать от процесса чтения эстетическое удовлетворение - это здорово, но произведение не должно быть "пустым", "ни о чем", оно должно нести какую то мысль, идею, и желательно не примитивную. И, повторюсь, еще желательнее, чтобы человек, эту идею излагающий, "учительствующий", хоть немного ей следовал, был честен сам перед собой. А если нет - то, прочитам об его "идеалах", только лишь приму их к сведению и забуду - значит это все пустое, выдумки, развлекаловка (несмотря на громкие имена "классиков"). Мысль о том, что "я вам тут подкину идеек шокирующих и идеалов разношерстных, а вы уж сами без меня разберетесь" мне не нравится. Позиция должна быть. Жизнь человека и жизнь художника должны быть взаимосвязаны.

Поэтому, как не прискорбно, все меньше нравится современная литература, которая беллетристика, и все больше начинает нравиться публицистика (может быть старею).

Ладно, боясь уже перейти на позиции пожарника Битти из "451 по Фаренгейту" заканчиваю.

Поэт Тредиаковский, извечный соперник с Ломоносовым. Ты знаешь, я русскую литературу 18 века не очень знаю, поэтому читая в основном исторические книги о Ломоносове, по совместительству в них же, лицезрел и его оды. Не могу называть себя знатоком поэзии, но мне не сильно понравилось.

Добавлено: Вт июл 09, 2002 12:42 pm
Catch22
Manon привет, твоя фраза поставила меня в тупик, если ты думаешь, что я раньше заходил под другим ником, то это не так.

Что касается литературы, то все-таки наверное Den прав и многие из писателей народ толком не знали. Ты читала цикл "Деревенские рассказы" Бунина - вот там скорее всего и описана настоящая деревня. В одном из рассказов герой другого мужика убил за кражу у него козы (козу вернул живой, но вора это не спасло). И ничего, жил себе дальше, и не мучался (он этот эпизод спокойно рассказал городскому гимназисту, приехавшему на лето в деревню). А ты говоришь, новое время, новая цивилизация народ испортит, "хрупкий росток морали и этики" сломать. Куда уж его ломать и портить.

Иногда кажеться, что интеллигенты того времени сами не знали, чего хотели. И хорошей жизни для всех, и Вере Засулич свободу - а она ведь убийца, как Раскольников, но на каторгу не пошла, освободили. Где же тут этика - убийство оно и есть убийство (ты только не подумай, что я мужика Бунина в чем-то оправдываю), и плоха та мораль, которая его приемлет. Честно говоря, я не знаю позиции русских классиков в отношении этого случая и смертной казни в частности, если знаешь - просвети.

А вот жестокие и грубые крестьяне тем не менее не жалели подобных "народовольцев". Читал о том, как одного террориста, бросившего в Москве бомбу в карету с чиновником, тут же избили подбежавшие дворники, и полиции пришлось его отбивать, а дворники, сама понимаешь, от избытка образованности не страдали.

Получается, не так все и просто, и преступление по мнению людей может быть разным (я к тому, если непонятно, что убийство соседа лопатой видимо было нормальным, а вот публичное покушение на чиновника - нет, по крайней мере до определенного времени). Конечно, ситуация далека от идеала, но классики никак не давали решения проблемы. Если уж говорить откровенно, то Чернышевский с его не менее утопичными идеями хотя бы прямо писал, что должен делать человек для своего совершенствования, а почитает человек Войну и мир и задумается, да школы для детей крестьян это хорошо, да ведь только дети туда ходить не хотят и не могут. И что тут делать? Где решение проблемы? Про идеал и тогда и сейчас и так все знают - царство небесное - то есть рай. А как его на земле построить?

Если прейти на современный уровень проблем, то написав роман о честном чиновнике проблему взяточниства я никак не решу. Другое дело, что роман я напишу никакой, в отличие от Толстого и Достоевского.

P.S. Manon, Штольца я совсем не обожаю, просто Обломов это совсем кошмар какой-то. Мне пришла в голову такая мысль, а сами писатели стали бы жить так, как Обломов или Старосветские помещики? Герои то им явно нравяться, это что, такой недостижимый идеал, - эх, лежал бы я на подушке и ел 25 блюд каждый день, - мелковата цель для гениев русской литературы.

Добавлено: Вт июл 09, 2002 12:57 pm
blacky
On 2002-07-09 16:42, Catch22 wrote:
Если уж говорить откровенно, то Чернышевский с его не менее утопичными идеями хотя бы прямо писал, что должен делать человек для своего совершенствования, а почитает человек Войну и мир и задумается, да школы для детей крестьян это хорошо, да ведь только дети туда ходить не хотят и не могут. И что тут делать? Где решение проблемы?


Честно говоря, лично мне не интересна литература с точки зрения вопросов Кто виноват и Что делать?
Да, пожалуйста, сколь угодно пытайтесь научить жить, идеальному общественному устройству и т.д. Тот же Солженицын с Как нам обустроить Россию (или как там в оригинале - чую с Ленинм скрещиваю).
Для меня литература - это, если грубо, самокопание, борьба с демонами внутри себя.
Правда, в нашей дотошности, можно заметить, что мы опускаем огромный пласт так называемой развлекательной литературы, которая не есть менее классичная.
Макр Твен, например. Конечно, он не русский и не советский, но в нашей литературе я пожалуй и не найду подобного.
Если брать как детского, то может быть - Катаев?

Вообщем, эта словесная диурея имела своей целью сказать, что лично для меня - чем меньше публицистики, тем больше к литературе.

Добавлено: Ср июл 10, 2002 12:52 am
Magenta
On 2002-07-09 16:57, blacky wrote:
Для меня литература - это, если грубо, самокопание, борьба с демонами внутри себя.



В точку

Добавлено: Ср июл 10, 2002 1:09 am
Magenta
Catch22 , немного резковато получилось, признаю :)
Не обижайся :)
Просто меня жутко раздражает эта позиция - "ой, мне в школе отбили охоту к чтению классики" Раз обязаловка, значит - проигнорируем Я вообще все книги школьной программы читала в охотку и даже умудрилась какой-никакой кайф словить :)
Правда, потом с сочинениями были косяки :) Пару раз пыталась собственное мнение запихать, но мне завуч сказала по дружбе - "Видишь, предисловие? Прочитай и напиши, как запомнила Ни тебе, ни нам проблемы не нужны"

Кстати, насчет Достоевского - я читала его биографию, и там сказано следующее Точно не скажу, но по моему, он в декабристском заговоре учавствовал И такая вот воспитательная мера - оглашают смертный приговор через расстрел, выстраивают смертников, команда - ПЛИ! Выстрелы холостыми У Достоевского потом был сильнейший нервный срыв (к слову, не у него одного) Думаю, этот случай нехило на него повлиял

И последнее - вспомнила фразу из "Тайной истории" Донны Тарт Слова Банни - "Классики? Все они волки и гомики"

Добавлено: Ср июл 10, 2002 7:53 am
Manon
Catch, я не говорила, что ты заходил под другим ником - под этим же, просто давно :)

Писатели плохо знали народ, декабристы проиграли, потому что пытались помочь народу, не попросив помощи у народа - брр, сколько народа на единицу площади, меня еще в школе это слово отталкивало. Может, и не знали. Но Достоевский, напрмер, писал не только о народе, но и о человеке. Именно человек мне и интересен. И тебе я бы посоветовала вглядеться повнимательней в рассказы того же Бунина - там не сатира и не обличение крестьянского быта. Там психология. "Внутренние демоны". Понимаешь?

Иногда кажеться, что интеллигенты того времени сами не знали, чего хотели. И хорошей жизни для всех, и Вере Засулич свободу - а она ведь убийца, как Раскольников, но на каторгу не пошла, освободили. Где же тут этика - убийство оно и есть убийство (ты только не подумай, что я мужика Бунина в чем-то оправдываю), и плоха та мораль, которая его приемлет. Честно говоря, я не знаю позиции русских классиков в отношении этого случая и смертной казни в частности, если знаешь - просвети.

А вот жестокие и грубые крестьяне тем не менее не жалели подобных "народовольцев". Читал о том, как одного террориста, бросившего в Москве бомбу в карету с чиновником, тут же избили подбежавшие дворники, и полиции пришлось его отбивать, а дворники, сама понимаешь, от избытка образованности не страдали.



То есть ты осуждаешь интеллигентов, пожалквших Засулич, и оправдываешь дворников, которые стаей кинулись на глазах у начальства ретиво убивать? А может, они просто выслужиться захотели? Меня приведенный тобой эпизод скорее угнетает, чем воодушевляет. "Запинать ногами" - это грустно. Не верю я в коллективные благородные порывы.

Конечно, ситуация далека от идеала, но классики никак не давали решения проблемы. Если уж говорить откровенно, то Чернышевский с его не менее утопичными идеями хотя бы прямо писал, что должен делать человек для своего совершенствования, а почитает человек Войну и мир и задумается, да школы для детей крестьян это хорошо, да ведь только дети туда ходить не хотят и не могут. И что тут делать?


Слушай, если мнене изменяет память, ты сам обвинял бедных классиков в дидактизме. А сейчас упрекаешь их в том, что они ответов на вопросы не дают :) Странно это :)
Понимаешь, если видеть во литературе только публицистику и политику, то самой, настоящей литературы, которая прославила русский 19 век, ты не увидишь. Не демосфены они и не цицероны, и не гитлеры, и не геббельсы или какие там есть еще пропагандисты. Литература заставляет думать и чувствовать, искать пути самому - творить. Поэтому Чернышевского, кстати, иногда не признают художником.
В общем, надеюсь, что я ошиблась, и Достоевского ты публицистом не считаешь :)

Насчет Обломова. Людям нравятся некоторые черты в Обломове: его человечность, которую, если ее нет, не привить никакими снадобьями. Никто не говорит, что Илья Ильич - образец для подражания. Но он душевно красив. Без этой красоты не бывать бы на свете гениям руской литературы.

Добавлено: Ср июл 10, 2002 8:17 am
Den
Манон, то что литература призвана учить людей думать, учить чувствовать (да-да, именно учить) - это бесспорно. А еще, мне кажется, люди изобрели письмо чтобы делиться неким опытом. Так вот в свете этого мне все-таки интересно - по твоему мнению - художник должен пытаться давать ответы на им же самим поставленные вопросы или это необязательно? Должен он стремиться приблизить жизнь к тем идеалам о которых проникновенно пишет? Хотя бы свою жизнь? Бороть "своих демонов"? Из всех ваших (твоих, Мадженты) высказываний, получается что нет.

Добавлено: Ср июл 10, 2002 8:21 am
blacky
Я не они, но скажу. По мне, автор никому ничего не должен - он пишет, потому что у него такая потребность.
"Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Каждый пишет, как он дышит -
Не стараясь угодить" (С) Б. Окуджава
Ну, а далее, уже от потребителя зависит, что на данный момент является литературой....

Добавлено: Ср июл 10, 2002 8:38 am
Manon
Den, нет, не обязан. Давать ответы - дело каждого. Учить - не значит давать готовые ответы, ты же сам знаешь.

На мой взгляд, с автора можно спрашивать только за плохое произведение (лучше бы не писал тогда). Если произведение хорошее, больше никаких вопросов к худуожнику быть не должно. Остальные - к человеку, к его совести. Но Достоевский-художник намного пережил Достоевского-человека, так что - не с кого спрашивать.

Слушай, Den, если тебя интересуют эти вопросы, почитай, когда будет время, "Искусство при свете совести" Цветаевой. Тебеб покажется спорным, наверное, но поможет лучше понять мою точку зрения.

Добавлено: Ср июл 10, 2002 11:32 am
Den
Блэки, спасибо за ответ :), правда "никому ничего не должен" - уж очень самонадеяно и безответственно (для автора). Я, например, считаю, что автор не должен заниматься сознательной провокацией или подстрекательствами, разлагающе действуя особенно на детские неокрепшие умы (только сразу оговорюсь - я не из "Идущих вместе" :)).

Манон, ты знаешь, я видимо изначально не очень точно сформулировал про "готовые ответы на вопросы", но в целом я твою точку зрения понял (тем не менее, это произведение Цветаевой прочитать любопытно).
"Свободный полет мысли и фантазии" это хорошо, но я все ж считаю, что недостаточно :)

Добавлено: Ср июл 10, 2002 1:24 pm
Led
Читать вообще очень люблю :)
А недавно открыла для себя Лоис Макмастер Буджолд :rotate: Кто не читал очень советую.
Из наших очень уважаю Марию Семенову читала всю и не жалею ни об одной пропущенной паре по СТОНХу :D .
А вообще из зарубежных люблю Асприна, Олди, Желязны, Джордана.
Недавно прочитала "Тигр, тигр.." и автора забыла :( если кто читал помогите не могу найти, а хотелось бы перечитать.
В свое время очень понравилась Меги Фьюри, но сейчас уже не знаю как отнеслась бы.

Добавлено: Чт июл 11, 2002 12:52 am
Magenta
On 2002-07-10 12:17, Den wrote:
Манон, то что литература призвана учить людей думать, учить чувствовать (да-да, именно учить) - это бесспорно. А еще, мне кажется, люди изобрели письмо чтобы делиться неким опытом. Так вот в свете этого мне все-таки интересно - по твоему мнению - художник должен пытаться давать ответы на им же самим поставленные вопросы или это необязательно? Должен он стремиться приблизить жизнь к тем идеалам о которых проникновенно пишет? Хотя бы свою жизнь? Бороть "своих демонов"? Из всех ваших (твоих, Мадженты) высказываний, получается что нет.


Я неправильно выразилась Mea culpa :)
Скорее, это поиск и классификация :)

Добавлено: Пт июл 12, 2002 4:55 pm
Catch22
Magenta, привет :rotate:
Знаешь, у меня в школе тоже были проблемы с сочинениями по литературе. В 9 классе 3 дня писал сочинение по Горе от ума. Училка, а она вообще-то классный специалист, только редкая стерва (представь себе тетку лет под 50, прекрасно выглядящую, стройную, у которой при этом 4 детей, самому младшему около 10), так вот она сказала примерно следующее. "Я никогда не смотрю на фамилию, но когда читала это сочинение, сразу поняла, чье, - видно, что человек сам писал," и поставила только 4. А в 11 классе я сочинение по Мастеру и Маргарите писал так (но сочинение не выпускное)- все списано из критики, если слишком уж умно написано цитировал в кавычках. Ее реплика - "безупречное сочинение, не к чему придраться, 5". Кстати, она ее как-то на уроке сказала - "не слышу критики, мне не нужна ваша убогая лексика".
Такая вот история.

Добавлено: Вс июл 14, 2002 4:55 pm
Агли
а я, а я.... лох в пижаме... во как, ну и что что мне нравится то, что другие даже не обсуждают, мне сугубо фивалетого!!!
Да, мне нравится такие произведения, как Пляж и Жизнь насекомых. Да, я такая и что?

Добавлено: Вс июл 14, 2002 8:58 pm
Morgana
:off:
Агли, слов нет! :super: :D

Добавлено: Ср июл 24, 2002 9:05 am
login
А мне вообще нравится труд Ленина "Материализм и импиркрицизм", "Анатомия человека", ну и "Нейкрономикон" тоже (Настольная книга :evil: ) Раскольников , ну и "Мастер и Маргарита".

А вы говорите про какие - то детские книжки. Такие на костре жечь надо, ИМХО (Пойду "Гари Поттера в камин кину, а то холодает)!

Добавлено: Ср июл 24, 2002 9:09 am
blacky
Ты уверен, что правильно назвал любимые труды? :???:

Добавлено: Ср июл 24, 2002 9:25 am
Den
А что за книга "Нейкрономикон"? Откуда вообще такие "названия"?

Добавлено: Ср июл 24, 2002 5:22 pm
login
On 2002-07-24 13:25, Den wrote:
А что за книга "Нейкрономикон"? Откуда вообще такие "названия"?


Это книга сборник заклинаний! Сатанистских. Рецепты всяких зелий, календарь жетвоприношений, и т.д

Да, пару книг я неправильно назвал "Раскольников" это "Преступление и наказание", а "Анатомия человека" это просто справочник по хирургии.

P.S. Ещё я очень уважаю книги про физику, химию, электронику и другую технарскую прозу! :)

[ Это сообщение было отредактировано: login 2002-07-24 22:47 ]

Добавлено: Сб сен 21, 2002 11:11 am
Animus
Я так думаю, что каждый уважающий себя должен прочитать Мастера и Маргариту и канешшшна же Маленького принца. :P :P :P
все остальное на любителя :)
Хотя удивляют те, кто не то что о ВК не слышал, а даже о Хоббите.
Из последнего очень понравилась Пятая Гора Пауло Коэльо.
Просто попала "в тему" - в жизни все так что и не очень... а ее читаешь - надежду дает. И еще - духовней что ль делает. Там много всяких ответов на многие вопросы :D

Добавлено: Сб сен 21, 2002 2:18 pm
tsypa
On 2002-07-24 13:25, Den wrote:
А что за книга "Нейкрономикон"? Откуда вообще такие "названия"?

"Некрономикон" - это прикол Говарда Лавкрафта. Его стебок по поводу мифологии и магии.

Добавлено: Сб сен 21, 2002 5:49 pm
Shaz
Если честно,уже забыла,что такое по русски читать.Все как-то больше на английском или иврите.На русском последний раз читала Ганнибала,и чего-то там историческое,начала читать.Про Египет :)Очень,кстати,Ганнибал понравился.А фильм не очень.
Когда была в России,малая ещё была,но помню,что Чехов очень нравился,и Булгаков.
А здесь классикой не увлекаюсь,все какими-то непонятными книженциями типа Баффи :)
А-а-а,ещё всего Кинга перечитала,очень нравится дедок :)

Добавлено: Сб сен 21, 2002 10:25 pm
Migel
Это книга сборник заклинаний! Сатанистских. Рецепты всяких зелий, календарь жетвоприношений, и т.д

[/quote]

Раз она у тебя настольная, тогда я так понимаю, ты постоянно что то колдуешь, варишь зелье и приносишь жертвы :)

Добавлено: Вс сен 22, 2002 2:30 am
Ироничная
Буду очень оригинальной))))(Итака, вам особо рекомендую))) Из последнего:
Маркс, Энгельс, Ленин ("Материализм и эмпириокритицизм" для начала, например).

Роберт А,Уилсон "Квантовая психология" (очень рекомендую для встряхивания мозга). Любителям фэнтези и другой фантастики и не фантастики будет любопытно.

С.Расторгуев "Информационная война" (очень системная книжка на пересечении многих наук, и о смысле жизни есть и о "значении сотворения человека", и о смерти, вполне научно).

С.Кара-Мурза "Манипуляция сознанием" и "Советская цивилизация" том 2 (в первом много субъективного бреда, а во втором хороший анализ и много фактов).

Амир, вы читали "Третья мировая информационно-психологическая война" Шелепина и Лисичкина?

А классиков лучше читать вне школьной программы и методом погружения. Собраниями сочинений.

Добавлено: Вт окт 01, 2002 7:36 am
Итака навсегда
А вообще иногда думаешь о книгах как Кречет из э... Сад радостей земных Д. К. Оутс., который посмотрел на много книг в библиотеке, понял, что все их все равно не прочитать и не стал читать вообще:)

On 2002-09-22 06:30, Ироничная (не всегда) wrote:
Буду очень оригинальной))))(Итака, вам особо рекомендую))) Из последнего:
Маркс, Энгельс, Ленин ("Материализм и эмпириокритицизм" для начала, например).



не поверите, дохожу до библиотеки, забываю название... Надо сегодня записать, набумажке;)

Добавлено: Пт окт 04, 2002 4:10 am
Magenta
On 2002-07-10 17:24, Led wrote:
Недавно прочитала "Тигр, тигр.." и автора забыла :( если кто читал помогите не могу найти, а хотелось бы перечитать.


Не прошло и полгода :)
Если не ошибаюсь, это Альфред Бестер

Добавлено: Сб апр 26, 2003 5:30 am
TA
Интересно было почитать эту тему.Так часто упоминался Маркес ,, 100 лет одиночества,, Так что я читаю его сейчас.
Почему то Ремарка никто не назвал.Те же самые ,,Три товарища,, мне кажется очень красиво и грустно!Стоит прочитать.
А самая плохая книга из мной прочитаных это ,, Механический апельсин,, вот это бред.
И ,,Над пропостью во ржи,, примерно из той же области. Название такое красивое, когда книгу открывала, то ждала чего то удивительного.Пока читала, думала,ну вот сейчас ещё одну страницу переверну, а там то и начнется все самое интересное.Когда книга была прочитана я испытала полное разочарование.

Добавлено: Сб апр 26, 2003 7:31 am
Sceleton
Мне так, очень нравится фэнтэзи, особенно русское, а еще конкретней Никитин и Перумов. Одна лишь серия "Трое из леса" Никитина чего стоит, или серия "Хранитель мечей" Перумова.
Но мимо иностранной фэнтэзи мимо тоже не прохожу. Любимые писатели: Ли Брэккет, Асприн да и в принципе много еще других.