Сообщение Peresmekh » Вт ноя 09, 2010 12:26 am
Ion, относительно того, что Библия не рассматривает женщину как человека:
Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с ее стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.
Женщины наравне с мужчинами участвовали в еврейских религиозных праздниках (Второзаконие, 16, 9-15). По закону они так же, как и мужчины, могли приносить жертвы Богу (Левит, 5, 4; 6, 3, 6; 12, 5-8). Это значит, что женщина несла личную (а не опосредованную через мужа, отца или брата) ответственность перед Богом.
Причем закон Моисея разрешал женщине приносить жертву без участия мужа. Более того, в ряде случаев главу семьи даже не требовалось информировать о факте принесения жертвы.
В некоторых же книгах Ветхого Завета Бог напрямую общается с женщинами: например, с Евой после грехопадения (Бытие, 3, 13), со служанкой Сарры Агарью (Бытие, 16, 7-13), с матерью будущего богатыря Самсона (Книга Судей, 13, 3-22).
Таким образом, представление, что закон Моисея закрепляет для женщины скромное место при муже и сводит ее функции лишь к хлопотам по хозяйству и рождению детей, совершенно неверно. Более того, роль женщины в ветхозаветной истории трудно переоценить. Стоявшие у истоков еврейского народа женщины - Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль - не раз принимали решения и совершали поступки, которые со временем определили весь ход истории Ветхого Завета.
Женское жертвоприношение было неслыханной дерзостью для всех соседних с евреями народов, где этим занимались только мужчины. Да и многие другие примеры наглядно показывают, насколько сильно отличалось положение ветхозаветных женщин от всех остальных.
Скажем, по закону Моисея брак мог быть расторгнут в исключительных случаях, таких, например, как совершение преступления (Книга пророка Исайи, 50, 1) или супружеская измена (Книга пророка Иеремии, 3, 8). При этом требовалось написать так называемое «разводное письмо». Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с ее стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.
Одна из десяти заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» (Исход, 20, 12). Почитание матери предписывается равносильным почитанию отцу. И наоборот: неповиновение матери равносильно неповиновению отцу (Второзаконие, 21, 18-21). Обычаи соседних евреям ближневосточных народов говорили о почитании лишь отца. Более того, достигший совершеннолетия сын уже должен был почитаться своей матерью.
Закон Моисея прочно защищает и пленных иноплеменных женщин. Мужчине категорически запрещалась всякая близость с ней, а брак разрешался лишь после специально продуманного обряда, длившегося месяц (Второзаконие, 21, 10-14). В то же время среди подавляющего большинства других народов (да и не только того времени) пленная женщина считалась бесправной трофейной добычей, как любая неодушевленная вещь, и с ней можно было делать все, что угодно.
Пророчествовать женщинам не возбранялось. Правда, ни одна из женщин-пророчиц не оставила своих книг, как мужчины-пророки - от Моисея до Малахии. Но их деяния и пророчества описаны многими авторами ветхозаветных книг. Первой пророчицей была сестра Моисея и Аарона Мариам. Книга Судей сообщает о пророчице Деворе, которая даже была судьей Израиля (главы 4-5). Некоторые пророчества иерусалимской пророчицы Олдамы описываются в 4-й книге Царств (22, 14) и во 2-й книге Паралипоменон (34, 22). Во времена восстановления иерусалимского храма после возвращения евреев из Вавилона в Иерусалиме жила пророчица Ноадия. Ее упоминает в своей книге пророк Неемия (6, 14).
Закон Моисея, определивший роль и место женщины в обществе, был, безусловно, самым прогрессивным в Древнем мире.