Интересные статьи

Я много слышал о тебе, Зена (Геракл)
ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Ср июл 28, 2004 3:30 pm

Вот... пошарила немного.. наткнулась....
может, кому это интересно будет? :)
О чем молчит эзотерика
Марс: бог-оружие. За себя не в ответе Боги древних народов олицетворяют основные сферы бытия (любовь, война, власть, материнство, смерть - иными словами - архетипические принципы Макрокосмоса.

Кажется, каждый из Богов, конкурируя с каждым, стремится занять в человеческом обществе главную позицию, сделать свой архетипический принцип доминирующим. Так кажется...

Но есть один из богов, который никогда не восходил и не взойдет на трон Главы пантеона, ибо обретение этого трона несет ему мгновенную смерть.

Этот бог честен по духу и безумен по сути. Это Марс, Арес, Тюр, Онурис и Упуат... Бог Войны просто Оружие. Если, например, Венера, это еще и имя персоны, то все имена Марса не являются таковыми в полном смысле слова, а всего лишь по-разному обозначают известное понятие.

- Как же случилось, - спросит кто-то, - что оружие, вещь, оказалась в числе божеств?

Вернее было бы спросить не "как?", а "зачем?"

Затем, чтобы Познающий Вселенную по принципу подобия всегда мог видеть, кто из богов "поднял" оружие и в каких целях.

А целей, по большому счету, может быть только две: чтобы истреблять или чтобы жертвовать.

Вспомните древний германо-скандинавский миф об укрощении Асами (богами) Мирового Волка (то есть Хаоса). Северный бог войны, бог-оружие Тюр вложил свою руку в пасть Волку, давая ему понять, что Асы не опутают его крепчайшими путами. По воле Асов честный Тюр стал жертвой. Волк отгрыз ему руку, но был усмирен и опутан богами. Так, "сложив оружие", Асы одержали победу.

Вывод: победа не обязательно с тем, кто владеет оружием. Чтобы победить, необходимо что-то другое.

И все же тысячелетние мифологические сюжеты часто повествуют нам о войнах и стычках богов, и во многих их них на чьей-то стороне выступает Марс (не важно, под каким именем).

Здесь и заложен еще один ключ к Познанию.

Смотрите сами, какие боги, какие архетипические принципы бытия чаще всего нуждаются в помощи Марса, и что в результате они получают?

Посмотрите и на особенности мифологий. Например, в древнем Египте чисто "оружейные" божества находились на третьих ролях. Но их было два. Первый - это сравнительно малоизвестный Онурис - прямой прототип греческого Ареса. Второй - более экзотичен. Это вечно подчиненный, но воинственный бог-волк Упуат, что означает "Открывающий путь". Чем не хорошая метафора для боевого топора?

Куда же ведет путь, если его таким образом открыть? Тому, кто "открывает", кажется, что к власти, к трону. Но мифы и то, что мы называем реальной жизнью, говорят, что достигший трона сидит на нем сам, а Марс - бог-оружие - остается внизу.

Вопрос в том, как долго будет наслаждаться победой тот, кто первым поднял оружие, чтобы истреблять.

Вообще, эта тема может породить массу вопросов.

Возможно, правильно понять природу и эзотерическую суть Марса, как бога-оружия, помогут карты Таро. (Эта традиция исходит из Древнего Египта). Одной из четырех мастей младших арканов здесь являются мечи (в обычных картах - "пики"). Эта "оружейная" масть соответствует стихии Воздуха и ментальному энергетическому плану (сфере интеллекта). А вот стихии Огня и сфере каузальной (причинной, духовной) здесь соответствует иная масть - жезлы (крести).

В то же время астрономическая традиция относит Марс к стихии Огня.

Так кто же из богов и для чего имеет право "владеть оружием"?
Теперь уже не бесенок...

Одинокий Лис
Ищущая вечно
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Сб апр 06, 2002 4:00 am
Откуда: Омск
Контактная информация:

Сообщение Одинокий Лис » Чт июл 29, 2004 8:32 am

Спасибо. Действительно интересно! ;)

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Чт июл 29, 2004 9:43 am

Лисенок, а у тебя есть что-нибудь интересненькое почитать?
я еще в инете искать буду... :shuffle:
Теперь уже не бесенок...

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Чт июл 29, 2004 10:40 am

я еще нашла.....Лис, не бей меня.... статья большая... :shuffle:
Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Они никого и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твердых нравственных понятий, подобных тем, которые выражены в священных книгах современных религий. Напротив, их поведение - яркий пример "семи смертных грехов". И не случайно само понятие "грех" отсутствует в их языке. Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, стоит судьба.
Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.
Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения - храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.
Родиной Зевса мыслилась гора Ида на острове Крит, местом рождения Апполона и Артемиды считался каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью Герой. Нетрудно понять, что стоит за этими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков до их превращения в великих богов и богинь и переселения на Олимп.
С богами были соединены определенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел это положение потому, что еще до Зевса мыслился владыкой неба. Священными животными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся как носители мудрости. Трагически окончившеесе ухаживание Аполлона за прекрасной Дафной - свидетельство той роли, которую играло лавровое дерево в культе Аполлона. Равным образом с Зевсом был связан патриарх лесов дуб, с Дионисом - виноградная лоза и плющ, с Персефоной - тополь, с Аполлоном - мышь, разносчица моровой язвы, отсюда его прозвище - "мышиный". Все это информация о том времени, когда сверхъестественные силы еще не мыслились в человеческом облике.
Выделение растительной или животной основы в образе олимпийцев раскрывает их сущность далеко не полностью. Каждый бог или богиня - сложный комплекс представлений, сложившихся в ходе многовековой истории развития греческого народа и его столкновений с другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами. Греки это прекрасно понимали, приписывая происхождение образов и имен своих богов то первоначальному населению Балканского полуострова, то выходцам из Египта и Передней Азии. Открытие в 19-20 вв. огромного количества памятников древневосточной литературы и исскуства, значительно более древних, чем древнейшие греческие изложения мифов, позволило просветить до самой глубины олимпийских богов и обнаружить в них черты вавилонских, хеттских, финикийских богов.
Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, как Афродита. Не случайно ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный финикийцами, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почитались Астарта и Адонис, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, как страстность, изнеженность, бесспорно восходят к ее восточным предшественницам. Чуждым богом для греков-современников Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами он выступал на стороне последних. Восточное происхождение Аполлона явствует из сходства его культовых статуэток с изображением бога-воителя в сирийско-палестинском регионе. Но в образ этого пришельца с Востока, бесспорно, вошли черты местного племенного бога-волка. Гермес был первоначально божеством догреческого населения Балканского полуострова и западного побережья Малой Азии - пеласгов.
Помимо влияния других, более древних, религий на формировании образов олимпийских богов сказались также особенности общественно-политической истории Греции. Зависимость облика того или иного бога от общественно-экономического бытия наиболее очевидна на примере таких богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в гомеровской религии - страж созданного богами порядка в природе и человеческом коллективе, охранитель достигнутого аристократией господствующего положения в обществе, покровитель меры во всем, в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис - бог вина, освобождающего от скованности и общепринятых правил, бог буйного веселья, дарующий радость тем, кто был ее лишен, и прежде всего людям физического труда, бог крестьянства гористой Греции, где землями, пригодными для землепашества, обладали одни аристократы, а на мелких неудобных участках можно было разводить оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный смертной женщиной и испытавший уже в младенчестве муки, погибший в муках, чтобы возродиться в человеке.
Родственные отношения между богами, обрисовываемые мифом, могли объясняться не только их общим происхождением и совместным вхождением в греческий пантеон, но и близостью социальных функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся единоутробными близнецами, объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота (в период утраты последней хозяйственного значения) были привелегией аристократов.
Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера - это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более чем фикция.
Образы олимпийских богов зыбки и неуловимы, как Протей. Они живут вместе со своими почитателями, обогащаясь их фантазией и интеллектом. Живут и умирают, вопреки вере в их бессмертие. Появившийся в 1 в. н.э. миф о гибели великого Пана поразительным образом донес до нас предчувствие скорого крушения Олимпа. Олимпийские боги на заре своей истории справились с титанами и гигантами, упрятав их в земные недра; они устояли в соперничестве с богами восточного происхождения, потеснившись и уступив им место на Олимпе. Но в век зарождения христианства им угрожала совершенно иная система отношений человека и бога. Они привыкли властвовать над людьми, вмешиваться в их жизнь и пользоваться их дарами, приносимыми перед храмами и домашними алтарями.
Христианство открыло новый Олимп: не где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой души, преобразовав ее в огнедышащий вулкан веры. Бога стали носить в себе. Это был один Бог на всех, лишенный олимпийской красоты и разнообразия, умерший на кресте позорной рабской смертью, но возродившийся, сильный человеческими страстями и слабостями. И он, бросив вызов империи и ее бездушным владыкам, объединил смертных в их ненависти ко всему, что было связано с ней, в том числе и к Олимпу, который был забросан комьями грязи, злобы и презрения.
И покинули боги Олимп так тихо, что этого никто не заметил. И даже место, где они обитали, было забыто. Храмы обезобразили, превратив в церкви, в ярости разбили великолепные статуи, сбили резцом посвятительные надписи. Если и вспоминали их имена, то только для того, чтобы предать анафеме как демонов. Гибли древние библиотеки - последние прибежища муз. Горели рукописи, погружая обитаемый мир во мрак невежества и нетерпимости, предвещая, что пламя дойдет и до людей.
Но богиня памяти Мнемосина, мать муз, бессмертна, потому что жила она не на Олимпе, а среди людей, и не дала она забыть Гомера, Гесиода, Эсхила, Пиндара. И настало время, когда из их полуизъеденных мышами творений открылась запретная красота греческих преданий о богах. Ее восприняло общество, официально провозглашенным идеалом которого было страдание, воздержание плоти во имя Духа Святого. Возрожденные в сознании образованных европейцев, олимпийские боги стали духами радости, красоты, полноты чувств. Они были очищены от культа, не имели храмов и жрецов, не требовали материальных жертв, но им воздвигали невидимые храмы, жертвовали лучшие порывы души. Яркостью красок и совершенством форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские боги открывали новый мир, оказавшийся хорошо забытым античным миром. Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нем жить, ни в чем не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.
:shuffle: :shuffle: :shuffle:
Теперь уже не бесенок...

Одинокий Лис
Ищущая вечно
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Сб апр 06, 2002 4:00 am
Откуда: Омск
Контактная информация:

Сообщение Одинокий Лис » Пт июл 30, 2004 9:13 am

Да ты что???????
Никогда не буду бить такого активного посетителя,не так то их тут много....За статью спасибо!

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Пт июл 30, 2004 9:47 am

Одинокий Лис, спасибо... :shuffle:
буду служить верой и правдой! :shuffle:
пошла еще искать... :)
Теперь уже не бесенок...

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Пт июл 30, 2004 10:38 am

Нашла!!!!!!!!!!! :jump2:
Не только в славянских языках слова "богатство" и "бог" связаны общим корнем. В латыни так же - "dives" ('богатый') и "divus" ('бог'). Много веков человек верил в бухгалтерию высших существ, справедливо или нет выделяющих материальные блага, и далеко не сразу главным творцом своего благосостояния осмелился считать себя. Но и сейчас некоторые предприниматели заинтересованно спрашивают: подскажите, кого бы можно было избрать в покровители?

В обширном пантеоне древнегреческих божеств нашлось место и для бога богатства. Звали его Плутос (отсюда "плутократия" - "власть богатства"). Вероятно, вначале он не отделялся от бога подземного царства Плутона, что указывает на источник его богатства - изобилие земных недр. В более позднем варианте Плутос был сыном богини плодородия Деметры. Статуя скульптора Кефисодота изображала его младенцем на руках у богини мира Эйрены, приносящей процветание и изобилие мирным труженикам. Росписи на вазах показывают нам Плутоса-старца. Таким он выведен и в комедии Аристофана "Плутос" - слепым стариком, несправедливо и случайно распределяющим богатства в обществе, где никто не хочет работать. Обнищавшие олимпийские боги вынуждены наниматься поденщиками к разбогатевшему бедняку. Кстати, богиня бедности - Пения - у греков тоже имелась.

Ироничное отношение греческих богов к неуемному стяжанию богатств выражено в известной истории фригийского царя Мидаса. В благодарность за услугу бог Дионис пообещал выполнить его желание. Мидас захотел, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Увы, даже пища в его руках становилась золотой. Чтобы не умереть с голоду, Мидас вынужден был молить бога взять свой дар обратно.

У древних римлян Меркурий, имя которого происходит от слова "товар", "торговать" (отсюда современное - "меркантильный") , был богом торговли, прибыли и обогащения. Под защитой его храма в Риме находилась коллегия торговцев. Одним из атрибутов Мекурия был кошель. Бог мог обеспечить не только торговую прибыль, но и указать на зарытый клад.

Упомянем еще римскую богиню брака и материнства Юнону Монету ("советницу"), в храме которой чеканились деньги. Ее имя растворилось во всех европейских языках.

Многобожию греков и римлян еврейская Библия противопоставила единого Бога. В Ветхом Завете Он наделяет богатством своих избранников - Авраама, Исаака, Иакова; колена израильские хвалятся своим благосостоянием. Богатство, идущее от Бога, есть благо, в котором материализована благодать духовная. Наряду с долголетием, здоровьем и всеобщим уважением это знак Божией щедрости и заботы.

Но не всякое богатство - дар Божий. Неправедно нажитое богатство - тщетно и опасно. "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Исайя 5:8), "Дома их полны обмана; чрез это они возвысились и разбогатели" (Иеремия 5:27). "Надеющийся на богатство свое упадет" (Притчи 11:28).

Иисус Христос подхватывает обличительный пафос ветхозаветных книг Библии. Его слова "Горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше" (Лука 6:24) звучат как безусловное осуждение. Христос требует полного отречения от бремени материальных благ во имя освобождения духа. "Всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лука 14:33). Через евангелия в языки вошло сирийское слово "маммона", означающее "богатство": "Не можете служить Богу и маммоне" (Матфей 6:24; Лука 16:13). И знаменитое: "легче канату пройти через игольные уши, чем богатому в Царство Божие", из-за сходства двух греческих слов превратившееся в "легче верблюду пройти" (Матфей 19:23-24).

Вместе с тем богатство получает смысл, если оно раздается нуждающимся (Матфей 19:21, Лука 12:33, 19:8). Подлинное богатство - не то, которое копят, а то, которое отдают (2-е послание апостола Павла коринфянам), ибо "Блаженнее давать, чем принимать" (Деяния апостолов 20:35).

Поздние христиане выискивали в Новом Завете образы, как бы смягчающее суровое отношение Христа к материальному достатку. К таким образам относится Иосиф из Аримафеи, богатый человек из окружения Христа, после Его распятия принявший в принадлежавшую ему гробницу тело Господа. Чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, стала высоким символом позднесредневекового рыцарства - Святым Граалем.

В эпоху Возрождения одним из популярнейших сюжетов живописи становится "Поклонение волхвов". В изображении роскошных даров, принесенных тремя восточными царями младенцу Иисусу, нарождающаяся буржуазия увидела принятие своих достоинств и заслуг.

А святым покровителем банкиров и бухгалтеров был объявлен апостол Матфей, автор первого евангелия Нового Завета, поскольку до встречи с Христом он был мытарем - сборщиком налогов для римлян. На картинах он изображается с мешочком для денег.

По другой причине с мешочком или ящичком для денег изображается и апостол-предатель - Иуда Искариот. Когда Мария Магдалина помазала драгоценным миром ноги Христа, Иуда предложил: "для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, а потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали" (Иоанн 12:5-6).

Непостижимая - творящая и разрушительная - сила денег и богатств по-своему олицетворялась в причудливых образах народного сознания. Средневековый эпос, а вслед за ним сказки, легенды, романы населяются великанами, карликами, троллями, драконами и прочими персонажами "низшей мифологии" - хранителями, дарителями и похитителями сокровищ. Добавьте к этому волшебные кольца, неисчерпаемые кошельки, возвращающиеся монеты и т. п.

Неправедное, возникающее ниоткуда и исчезающее никуда золото осознавалось как бесовское, демоническое. И не только бедным, неграмотным людом. Первые естествоиспытатели, чернокнижники и алхимики призывали на помощь духов тьмы, чтобы превратить олово, свинец, медь в благородные металлы. О быстром золоте мечтали разоренные войнами короли и феодалы. Демон по имени Баррон обещал обогатить маршала Жиля де Реца, прототипа Синей Бороды, героя самого громкого процесса, связанного с черной магией, в XV в. Мефистофель показывал доктору Фаусту клады, зарытые в земле. На этом же специализировался герцог демонов Барбатос. В книге Роберта Мазелло "Падшие ангелы и духи тьмы" мы находим Маммона, превратившегося в демона скупости и алчности, и Мельхольма, хранителя сокровищ принцев Ада, и князя черных архангелов Оливера, вселявшего в сердца людей жестокость и равнодушие к беднякам, и Ойеллета, подбивавшего людей нарушать обет бедности.

В заключение мы хотим привести небольшой рассказ о бесе, сделавшем подарок доброму человеку, из немецкого сборника дидактических историй XVI в.:

Один добрый, но простоватый человек, зайдя в церковь, увидел в углу изображение очень некрасивого беса. Пожалел его человек и поставил ему свечку. Через некоторое время идет он по лесу. Навстречу ему этот самый бес. "Ах, - говорит, - добрый человек, никто мне никогда не ставил свечек! Я тебя отблагодарю. Вот под этим деревом зарыт богатый клад. Иди домой, возьми лопату и возвращайся, вырой его!" - "А как же я снова узнаю это дерево?" - А ты навороти под ним кучу, по этой примете и разыщешь". Человек так и поступил, и казалось ему, что он сидит под деревом. А на самом деле это ему приснилось. Когда он проснулся, вся постель была замарана, а жена его сильно сетовала. "Вот она, благодарность беса", - сказал добрый человек, и выражение это вошло в пословицу.
:shuffle: :shuffle: :shuffle: :shuffle:
Теперь уже не бесенок...

Одинокий Лис
Ищущая вечно
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Сб апр 06, 2002 4:00 am
Откуда: Омск
Контактная информация:

Сообщение Одинокий Лис » Пн авг 02, 2004 7:49 am

Слушай! А клево! Продолжай! Правда очень интересно! Читала не отрываясь!

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Вс авг 08, 2004 12:17 pm

Одинокий Лис, большое спасибки! :)
я ищу еще.... :beer:
Теперь уже не бесенок...

Одинокий Лис
Ищущая вечно
Сообщения: 1889
Зарегистрирован: Сб апр 06, 2002 4:00 am
Откуда: Омск
Контактная информация:

Сообщение Одинокий Лис » Пн авг 09, 2004 5:49 am

Ищи! :) :) :) :) :) :)

ветеринар
Посмотревший FIN
Посмотревший FIN
Сообщения: 2757
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2003 4:00 am
Я: саббер
Откуда: Краснодар
Контактная информация:

Сообщение ветеринар » Пн авг 09, 2004 11:17 am

Периоды развития греческой мифологии.

Доолимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде. Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической. В ее развитии прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, то есть на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами и явлениями, которые одушевляются, но них переносятся социальные функции общинно-родового строя. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш, а мифология - фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, Зевс - верховное божество в позднейший греческой мифологии - почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамид, на Ликейской горе в Аркадии - в виде колонны. Геру в городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать Лето на Делосе - необработанным поленом и др.
Несмотря на все позднейшее идейно-художественное развитие таких образов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты, Геракл и др., их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева (обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации.
Примером архаического фетиша является дельфийский омфал, или "пуп земли". Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса новорожденного Зевса, дала ему вместо младенца завернутый в пеленки камень, который и был проглочен Кроном, Извергнутый Кроном, он был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями. Виноградная лоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом (который вначале был богом производительных сил природы вообще), в дальнейшем прочно вошли в его мифологию. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса, связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом виноградной лозы. "Виноградный", "многогроздный", "виноносец", "виноразливатель" и др. - главные эпитеты Диониса, а название одного из дионисовских праздников Леней связано со словом, имеющим значение "давильня", "точило", "чан". Плющ тоже был связан с культом и мифом Диониса, кипарис - с погребальным трауром, платан - с культом Аполлона, Диониса, Геракла и многих героев, тополь понимался как символ мрака, горя и слез, лавровое дерево, - наоборот, как символ света, исцеления и было связано с культом Аполлона, дуб - прежде всего с культом Зевса (очевидно, как царь среди деревьев).
Змей и змея - наиболее типичные хтонические животные. Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является наилучшим свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом вообще. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное прошлое. У Софокла (frg. 585) она называется "живущей со змеей", а в Орфическом гимне (XXXII, 11) она просто змея. На афинском акрополе в храме Афины Паллады содержалась священная змея (Aristoph. Lys. 759); в Аргосе змеи считались неприкосновенными.
Немалую роль в культе и мифе играла собака, вплоть до представления человеческих душ в виде хтонических собак. Волк имел ближайшее отношение к Аполлону; однако Зевс Ликейский в Аркадии тоже некогда почитался в образе волка. Особой популярностью пользовалась также мифология быка и коровы. Распространено было представление о верховном божестве как о быке на Крите. В виде коня представлялся Посейдон, архаический миф указывает на его брак с Деметрой в образе лошади.
Несомненно, сам человек мыслился вполне фетишистски; его духовная жизнь целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Фетишистски представлялся человеческий и вообще животный организм и его части. Например, голова растерзанного вакханками Орфея плывет к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса. Глаза Афины Паллады поражают своим диким и магнетическим выражением. Глаза Медузы, одной из горгон, превращают в камень все, на что она устремляет свой взор. Из зубов дракона появляются спарты - родоначальники фиванских царей. Согласно теогонии орфиков, Афина Паллада по является не из головы Зевса, а из сердца, причем такое происхождение не противоречит указанию на мудрость богини, поскольку само сердце толкуется у философов-орфиков (Orph. frg. 210) как начало мысли тельное. Кровь тоже является носителем души. У раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови: "из зияющей раны теснимый Дух излетел" (Hom. Il. XIV 518-519). Патрокл вырвал из тела одно временно "душу и жало копья" (XVI 505). Фетишистские представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким-нибудь животным, каким-нибудь растением или даже неодушевленной вещью (например, происхождение народа мирмидонян от муравьев). Фетишистское понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между со бой в первобытном сознании. Такое представление сохранялось в Греции еще в классическую эпоху, когда говорили о Зевсе Олимпийском и Зевсе Подземном, о Посейдоне как "земледержце" и "землепотрясателе" и в то же время о Посейдоне как о морском божестве.
По мере развития производящего хозяйства человек начинает интересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда-то человек на учился отделять "идею" вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши - отделять идею фетиша от самого фетиша, то есть отделять магическую силу демона вещи от самой вещи - так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм (animus, "дух", anima, "душа") имел свою историю. Вначале существовало представление, что демон вещи на столько неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое существование (подобно нимфам дерева гамадриадам, умирающим вместе с порубкой самого дерева). В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей (подобно нимфам дерева дриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева). Первоначальный анимизм связан с представлением о демонизме как о некоей силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. У Гомера имеется много примеров именно такого безыменного, безликого, внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона. Олимпийские боги тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид, имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Но то, что Гомер называет демоном, часто совершенно противоположно этому. Это есть именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую не может назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение, так как этот демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофу и тут же бесследно исчезает. Элементы этого, так называемого внезапного, преанимизма (по терминологии нем. ученого Г. Узенера, преанимистический демон есть не что иное, как "бог данного мгновения") многократно встречаются у Гомера; с преанимизма начинается общее анимистическое мировоззрение. Древний преанимистический элемент заметен даже в крупных мифологических фигурах. Демон - это первоначально та внезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, его законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем. В дальнейшем в результате освоения мифологическим мышлением этих демонов появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие разной силой воздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переход от преанимизма к анимизму. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся обычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самым обыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Если древние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя - это земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода, и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги же состояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно - из эфира. Древнейшее анимистическое представление греков выражено в мифе о Мелеагре.
Древние анимистические демоны представляются, как правило, в бес порядочном и дисгармоничном виде. Так называемые тератологические мифы (от греч. (t e r a z), "чудо" и "чудовище") повествуют о чудовищах и страшилищах, символизирующих силы земли. Гесиод подробно рассказывает о порожденных небом Ураном и землей Геей титанах, циклопах и сторуких. В последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Порождением Земли и Тартара является стоглавый Тифон (по другой версии, его породила Гера, ударив ладонью по земле и получив от нее магическую силу). Среди порождений земли эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах. Они блюдут уставы земли и преследуют всякого преступника против земли и прав материнского родства. От Ехидны и Тифона рождаются собака Орф, медноголосый и пятидесятиголовый кровожадный страж аида Цербер, лернейская гидра, Химера с тремя головами: львицы, козы и змеи с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающая всех, кто не разгадал ее загадок; а от Ехидны и Орфа - немейский лев. Миксантропическими демонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди). Все это примеры невыделенности в первобытном человеческом сознании человека из природы, рассматривавшего себя как неотъемлемую ее часть.
Стихийно-чудовищная тератологическая мифология эпохи матриархата (Медуза, горгоны, Сфинкс, Ехидна, Химера - чудовища женского пола) получает обобщение и завершение в образе Великой матери или богини-матери. В классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план, но в глубинах догомеровской истории в эпоху матриархата, а затем в эллинистическо-римский период, когда происходит возрождение архаики, тератологическая мифология (и прежде всего культ богини-матери) имела огромное значение.
В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился в целой системе художественных или пластических образов. Но каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (ср. совиные глаза Афины, змея - постоянный ее атрибут, глаза коровы у Геры). К поздним, так называемым героизированным, формам матриархальной мифологии относятся прежде всего амазонки; их образ - явный рудимент среди не матриархальной и уже чисто героической мифологии. Мифы о вступлении в брак богинь со смертными героями в период патриархата и героической мифологии также звучат как странная экзотика и рудимент давно ушедшей эпохи (браки Фетиды и Пелея, Афродиты и Анхиса, Гармонии и Кадма, дочери Гелиоса Кирки и Одиссея и др.).

Олимпийский период.

Ранняя классика.

В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище (Hymn. Hom. II). Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов - сыновей Посейдона Ота и Эфиальта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса (Hom. Od. XI 305-320). Также убивает дракона Кадм и на месте битвы основывает город Фивы (Ovid. Met. III 1 - 130), Персей убивает Медузу (IV 765-803), Беллерофонт - Химеру (Hom. Il. VI 179-185), Мелеагр - калидонского вепря (IX 538-543). Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.
Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп (отсюда понятия "олимпийские боги", "олимпийская мифология"). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра - культурного земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальному Аресу), Афродита - богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия - богиней домашнего очага. Даже Артемида, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста. В XX гомеровском гимне ему приписывается покровительство всей цивилизации. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней (вместо того чтобы прятаться от нее), находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер - о наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования.
Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника ("победа") - уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса и Фемиды являются оры - веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие боги ни времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путем открывания и закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба - символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Даже мойры - страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрое, веселое и изящное окружение характерно и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с ее Эротом и другими игривыми демонами любви, с ее харитами, с ее вечными танцами, улыбкой и смехом, беззаботностью и непрерывными радостями. Человеческий труд также получил свое дальнейшее отражение в мифологии: по повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком - отголосок этого сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством. Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара дан Овидием в "Метаморфозах", VIII 183-235). Посейдон и Аполлон строят стены города Трои (Hom. Il. XXI 440-457). Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Эвмолп, Фамирид, Лин и особенно Орфей, которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей цивилизации.
Подвиги Геракла - вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены - не только истребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона он еще сравним с другими героями, то двумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания, он превзошел всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность.
Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты прибыли в сад гесперид, те рассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид.

Поздний героизм.

Процесс разложения родовых отношений, формирования раннеклассовых государств в Греции нашел отражение в греческой мифологии, в частности в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Примеров воинской доблести у Гомера сколько угодно, но у него же много примеров религиозного равнодушия, доходящего даже до критики авторитетнейших из богов. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Лидийский царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амбросию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Pind. Ol. I 55-64). Сисиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгины и разгласил эту тайну среди людей (Paus. II 5, 1). Царь Иксион влюбился в Геру - супругу верховного бога Зевса и, обнимая тучу, думал, что обнимает Геру (Pind. Pyth. II 21-48). Диомед вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой (Hom. Il. V 330-339, 846-864). Салмоней и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать божеских почестей (Verg. Aen. VI 585-594). Конечно, все эти неблагочестивые или безбожные герои несут то или иное наказание. Но это уже первые признаки того периода греческой истории, когда мифология станет предметом литературной обработки. Для этой эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели несколько поколений подряд. Фиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста - жена сначала Лая, а потом Эдипа, узнав, что Эдип - ее сын. Вступив в единоборство, погибли оба сына Эдипа - Этеокл и Полиник, потом погибли и их сыновья. Проклятие легло и народ Пелопа - сына Тантала. Преступления самого Тантала были умножены его потомством. Пелоп обманул возницу Миртила, пообещав полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, и попал под проклятие Миртила, в результате чего сыновья Пелопа Атрей и Фиест находятся во взаимной вражде. Атрей по недоразумению убивает собственного сына, подосланного Фиестом; за это он угощает Фиеста зажаренным мясом детей Фиеста. Свою жену Аэропу, способствовавшую козням Фиеста, он тоже бросает в море и подсылает сына Фиеста к самому Фиесту, чтобы его убить, но, понявший козни Атрея, сын Фиеста убивает Атрея. Один из сыновей Атрея Агамемнон погибает от руки собственной жены Клитеместры и своего двоюродного брата Эгисфа. Того же убивает сын Агамемнона Орест, за что его преследуют богини-мстительницы эринии. Характерно, что очищение от своего преступления Орест получает не только в святилище Аполлона в Дельфах, но и в Афинах - решением ареопага под председательством Афины Паллады. Так выход из тупика общинно-родовых отношений возникает уже за пределами первобытного строя, на путях афинской государственности и гражданственности.
Известны два мифа, по которым можно проследить, как греческая мифология приходила к самоотрицанию. Прежде всего это был миф, связанный с Дионисом - сыном Зевса и смертной женщины Семелы, который прославился как учредитель оргий и бог неистовавших вакханок. Эта оргиастическая религия Диониса распространилась по всей Греции в 7 в. до н.э., объединила в своем служении богу все сословия и потому была глубоко демократической, направленной к тому же против аристократического Олимпа. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности. Возникшая из культа Диониса греческая трагедия использовала мифологию только в качестве служебного материала, а развившаяся также из культа Диониса комедия прямо приводила к резкой критике древних богов и к полному их попранию. У греческих драматургов Еврипида и Аристофана боги сами свидетельствуют о своей пустоте и ничтожестве; явно, что мифология и в жизни, и в греческой драме приходит к самоотрицанию. Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Сам Прометей - божество, он либо сын титана Иапета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или даже его дядя. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее распространились на заре классового общества, в период формирования греческой полисной системы.
Художественная разработка древних оборотнических мифов тоже свидетельствует о самоотрицании мифологии. В эллинистическо-римский период античной литературы выработался даже специальный жанр превращений, или метаморфоз, который нашел воплощение в сочинении Овидия "Метаморфозы". Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивается превращением фигурирующих в нем героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название (Ovid. Met. III 339-510). Гиакинф умирает, проливая свою кровь на землю, и из этой крови вырастает цветок гиацинт (X 161-219). Кипарис, убивший оленя, очень сожалел об этом и от тоски превратился в дерево кипарис (X 106-142). Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту. Популярность этого жанра превращений в литературе эллинистическо-римского периода иной раз свидетельствует о печали людей по поводу безвозвратного мифического времени и невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. Эти мифы свидетельствовали о гибели наивной мифологии в эллинистическо-римский период, о замене ее обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.

:shuffle: :shuffle: :shuffle: :shuffle: :shuffle:
Теперь уже не бесенок...


Вернуться в «Геракл и Ко»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей