Сообщение Сармат » Чт дек 29, 2016 1:13 am
Только два дня назад просмотрел серию (а день назад и серию Один против Армии) и хочу поделиться впечатлениями и некоторыми соображениями. Чем больше смотрю эту серию, тем больше я восхищаюсь ей. Чудесная задумка авторов, чтобы вывести на первый план ЛоДюка с его великолепной музыкой. Потрясающие дуэты и арии, вирши Каллисто, танго Ареса, дуэт страдания Зены и Габриэль в пещере с эхо, темный хор у алтаря Дахока и прекраснейшая покаянная песня Зены. И волшебный голос Люси. А Один против Армии - драматический гимн духовной любви Зены и Габриэль. Настоящее доказательство соула.
А теперь несколько более рациональных соображений. Горькая Сюита в Иллюзии одна из ключевых серий, определяющих отношения Зены и Габриэль, причем важно не только, что она идет после трагического Материнского Инстинкта, того инстинкта, который разделяет наших героинь; важно, что после Иллюзии идет Один против Армии, где духовная связь Зены и Габриэль приходит к одной из кульминаций. Вообще таких ключевых серий не слишком много, и многие из них касаются как духовных отношений, так и изменений образа самой Габриэль. Вообще, как банально это не звучит, основа сериала - сближение судеб и даже характеров героинь. Интересно заметить, что за редким исключением большая часть ключевых серий происходит на территории Руси (кроме Мартовских Ид в Риме и ряда других серий) Самым первым узлом стала серия Амазонки и Кентавры (1,10), где не только начался политический рост Габриэль, но она стала не только спутницей Зены, но и ее боевой подругой, способной сражаться с ней бок о бок как Иолай с Гераклом (наметки этого были еще в серии Прометей, где они сражались вчетвером бок о бок). Затем серии Величейшее Добро (где Зена были при смерти и Габриэль должна была проявить себя как амазонка-воительница и показать духовную любовь к Зене), серия Испытание (Габриэль снова проявляет себя в военной и стратегической сфере), серия Здесь нужен Доктор (там при смерти Габриэль и проявляется духовная любовь Зены к Габриэль). Во втором сезоне подобную роль играют опять трилогия с Амазонками (на русской земле), где Зена почти умирает, у амазонок происходит военный переворот с опричниной Веласки и Габриэль приходится особо тяжело. Здесь Габриэль коронуется как полноценная царица. Отдельный вопрос серия Цена с Хордами (где Габриэль начала осваивать тюркские языки, потом их учила у амазонок савиров).
И вот третий сезон, где ключевые серии Горькая сюита и Один против Армии. Именно в Горькой Сюите распутывается сложный клубок конфликтных отношений, происходит взаимное покаяние (причем разной степени у Зены и Габриэль, так как глубина вины у них разная) и дальнейшая духовная любовь становится почти нерушимой (подобных конфликтов в более поздних сериях нет). В следующей серии Один против Армии, где Габриэль тяжело ранена, духовная любовь Зены и Габриэль достигает очередной вершины (Зена говорит, что храбрее Габриэль нет никого и говорит, что она смысл ее жизни). Следующий узел последние две серии 3 сезона (Жертва), где Габриэль спасая Зену почти погибает столкнув дощку дьявола в пропасть и упав сама, и начальные две серии 4 сезона, где Зена ищет душу Габриэль в потустороннем мире северных амазонок. Все идет к великой кульминации - дилогии Конец Игры (на Русском поле) и Мартовские Иды, где Зена и Габриэль уже узнав нечто похожее на христианскую веру, защитив русскую землю от римлян погибают на римских крестах как христианские великомученницы. А дальше (5 сезон) становление Габриэлли как амазонки-воительницы уже с новым сильным оружием (похожие на саи акинаки - надо иметь ввиду, что там где они воскресли купить японский саи невозможно, только скифский акинак) в серии Шакрам, рождение дочери Евы у Зены, уничожение олимпийских кумиров, спасение души Евы от римского влияния, в 6 сезоне возвращение на родную землю амазонок (русскую землю) и подлинный финал великой эпопеи, где Амазонками одержана большая политическая и военная победа и где духовная любовь Зены и Габриэль достигат предельной смысловой глубины - Битва за Геликон. Короче Горькая Сюита занимает важнейшее место на этом сложном пути становления Габриэль как воительницы-царицы-амазонки, становления духовной любви Зены и Габриэль и становления Державы Амазонок как политической силы.
Теперь вернемся к теме и поговорим о самой серии. Ясно, что все события в Горькой Сюите происходят не в реальности, а в ином мире. В сериале мы уже видели такие миры не раз. Здесь и схождение в Ад и восхождение в Рай, и использование акупунктуры для выхода в шаманский транс, и транс шаманского камлания. Особое место занимает сон, не совсем обычный, а управляемый, возможно с помощью определенных лекарств (как это было в серии про Морфея, где Зена должна была пройти Перевал Снов, а ей слепой жрец давал отвар). Очевидно и здесь Амазонки в бане варили отвар (например, типично сарматский энтеоген: смесь Гармалы и Зверобоя, повидимому входящий в знаменитую Хаому). Показывалось лечение Габриэль, но видимо тоже делали и с Зеной (ну посудите сами, как может женщина в таком горе с такой силой вырвать Габриэль у амазонок - это все ей снится и вообще снится обоим - здесь тот же прием, что и в серии с Морфеем, они обе проходят через перевал снов в Мир Иллюзии, где все музыка, все поэзия). Так что реальностью здесь является лишь Джоксер, которого ясно амазонки арестовывают (за кадром) за вмешательство в ритуал. (а может ли он выкрасть Габриэль? Точно нет, его просто изобьют.) И Эфини с другими амазонками, проводящими оба ритуала (с Габриэль, и с Зеной, жалко, что с Зеной не показали, видимо Фридман была против). Итак они вхоят в сон, но это не сознают. Но поведение их меняется и сильно отлично от реальной жизни, и это видно на экране (Магнум конечно прав, но не совсем).
Горькая Сюита - Сюита горьких покаяний в музыкальной форме в Мире Иллюзий и в ней даны подлинные причины конфликта, показаны характеры героинь и происходит преображение их отношений. Здесь важна каждая деталь. Например, Зена в начале ритуала нахоится в состоянии гораздо большей тьмы, она озлоблена, а Габриэль подавлена. Поэтому им снится синхронный и ужасный сон, где Зена совершает против Габриэль нечто ужасное. И дальнейшее тонко развивает начальный эпизод. Зена встречает Каллисто, которая испытывает к Зене враждебные страсти, при сострадании Зены к Каллисто (в других сериях), а Габриэль встречает Джоксера, влюбленного в нее, хотя Габриэль только сочувствует Джоксеру. Каллисто и Джоксер здесь действительно символические фигуры (возможно и связанные с системой карт Таро). Каллисто символизирует присутствие в душе Зены в данный момент враждебных страстей, жажды мести за сына. Джоксер символизирует, напротив, покаяние и сострадание в душе у Габриэль, хотя и у нее враждебность есть, она проявится позже.
Далее Зена оказывается в своем родном городе Амфиполисе среди мужчин воинов и рядом с ней Арес, взращивающий в ней вражду к Габриэль, при этом все там мрачно, грубо и сурово - разговоры о войне (очень любим воевать/ а за что нам наплевать), вражда получается откровенная. Музыка здесь все время минорная, а в оркестре преобладают низкие инструменты и мужской хор, кроме того последующее танго явно связано с символикой смерти (типично для танго). Почему Арес враждебен к Габриэль (в данное время, позже, когда Габриэль еще больше растет как амазонка Арес сам ей увлекается, получается двойной шип-текст)? Габриэль серьезно переделывает душу Зены, становится ее путеводной звездой, вдохновляет ее на подвиги (короче в терминах Искателя становится ее Исповедницей). Вражда Ареса к Габриэль идеологическая! Габриэль же попадает в свой город Потидею и оказывается среди крестьянок и горожанок, преимущественно женщин, все там, несмотря на внешнюю агрессивность, изящно, немного кокетливо. И разговоры о мире (Все мы любим мир/ Бог добра наш кумир). Музыка, несмотря на внешнюю бравурность и воинственность (главным образом из за тембра труб), здесь мажорная, легкая, веселая. Преобладает женский хор и высокие инструменты. То что Габриэль тоже толкают на агрессию против Зены это правда, но получается невсамделишная агрессия - слова "Если Зена вдруг умрет" не подготовлены и против Зены Габриэль идет неподготовленной и снова после прохождения второго Перевала Снов (первый был в Океане после падения в водопад) Зена губит подругу. И танго Ареса, один из мрачнейших эпизодов серии как результат гнева Зены против Габриэль. Вернемся назад. Зену против подруги толкает Арес и у него есть идеологические причины (а может и психологические, Зена как возможная дочь Ареса столь сильна, что в подчинении Ареса усиливает его власть, а вот освобожденная Габриэлью Зена гораздо опаснее, прежде для самого Ареса, как и других Олимпийцев, как самый сильный наряду с Гераклом Воин Света). А Габриэль встречает в Потидее свою сестру домохозяйку Лилу, у которой чисто бытовая неприязнь к Зене (Зена увела Габриэль и оставила ее одну, здесь есть и простая зависть серенькой домохозяйки к великой Амазонке - короче евангельский сюжет Марфы и Марии Вифанских: Христос временно "увел" Марию у Марфы). И Лила толкает Габриэль против Зены довольствуясь столь мелким мотивом. Еще момент Арес может иметь власть над Зеной как полноценный олимпийский кумир перед полубогиней (да еще отец перед дочерью), то Лила сама подчинялась Габриэли, когда надо было защищать город. Здесь подчеркивается разность настроения обеих героинь - серьезную озлобленность Зены и лишь мелкую досаду Габриэль (хотя обе идут против друга, но совершает злое дело то Зена, а не Габриэль).
А далее они вместе попадают в мрачный замок, где гуляет эхо и где выясняется и причины конфликта и особенности характеров Зены и Габриэль, которые им приходится преодолевать, чтобы быть ближе друг к другу. Вот их характерный диалог - Габриэль (к Зене): Ты слишком быстро решаешь все сама. Зена (к Габриэль): Ты слишком долго думаешь, все взвешиваешь все за и против. Из этого диалога сразу ясно, что Зена на самом деле руководствуется больше чувствами. Имея большой опыт военной жизни, прекрасно разбирающаяся в людях (хотя и она совершает ошибки), доверяющая своей интуиции, Зена тем не менее мало рассуждает, больше действует, причем часто под влиянием страсти (ряд ее решений поспешен), в чем видны ее проблемы. Зена больше тактик и воин, чем стратег и политик. Владеющая самыми могучими приемами борьбы и оружием и обладающая богатырской силой, Зена скорее воин одиночка, чем полководец (опыт управления армией оказался отрицательным). Что касается глубин души Зены, то Зену нельзя все же никак называть темной изначально. Зена в целом светлый человек, просто за ее душу постоянно борются светлые и темные силы, а ее жизнь как зебра состоит из светлых и темных полос. Получается почти как по Достоевскому в Зене Бог с дьяволом борются. Габриэль же имея гораздо меньший опыт, и военный и особенно религиозный (часто попадала в секты), более рассудительна, имеет большой потенциал в политике, главным образом за счет своей общительности и некоторой харизматической властности, как бы сказать царственности (как раз Габриэли удавалось успешно водить большие армии). Хотя Габриэль долгое время была слишком наивной и доверчивой, зато ей присуща природная доброта, в ней не борются такие страсти как в Зене. В этом различии характеров и исток притяжения, и исток конфликта. Ведь в дальнейшем Зене и Габриэль снится те критические ситуации, что привели к взаимной вине друг перед другом. Габриэль оказывается на алтаре Дахока - последствие наивности и доверчивости, Зена на кресте Цезаря (самого Цезаря впрочем нет) - последствие подверженности страстям. Именно желание погубить Цезаря привело Зену к невнимательности к Габриэль и затем попаданию невинной девушки в самую страшную секту (Зена не обратила и на имя жреца Храфстора). Цезаря можно победить только политически, вместе со всеми Амазонками, а никак в одиночку.
Вывод получается такой, что хотя вина Габриэль более явная (стала жертвой секты Дахока и родила дочь дьявола, которая вместе с Каллисто убила сына Зены), но зато вина Зены более глубокая, так как Зена, озабоченная борьбой с Цезарем, прямо одержимая, оставила Габриэль на произвол судьбы и даже не видела темного окружения в армии Бриттов. Поэтому песню покаяния поет именно Зена, а не Габриэль. Габриэль очистилась своим страданием и состраданием, так как понимала причины своей вины. Зена очищается в этой покаянной песни.
Следующая серия Один против Армии, где духовная сестринская любовь Зены и Габриэль достигает очередной кульминации после Горькой Сюиты выглядит как нельзя более естественно. Короче
Ад есть страданье, что нельзя больше любить
Но за некоторых грешников можно Бога молить
Достоевский в стихах.
Когда римляне вели Ксену и Габриэль на крест, Брут убил Цезаря (Зена принцесса воин)
Когда в конце времен, у людей не станет силы любить и настанут войны и придет Антихрист, сын Дахока, тогда настанет тьма на Земле. Но тогда раскроется великий город Амазонок Китедж и выйдут оттуда Амазонки, Русь, чтобы спасти остаток человечества для встречи со Христом и Марией-Артанией-Софией-Шехиной