глава про сериалы.

О, сила... страсть... опасность... кровь... мордобой! Это шоу будет идти годы! (Кэл)
Valtron
Сенбернар
Сообщения: 3223
Зарегистрирован: Вс июн 23, 2002 4:00 am
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Сообщение Valtron » Сб дек 11, 2004 6:28 pm

К теме "Где мы встречали Зену." Глава не вся. Редакторы и корректоры (ИМХО) - козлы. Или это не правленная версия. :???:

Особенности мифотворчества в СМИ.

В своем жизненном проявлении личность всегда представляет собой лишь частицу и искажение целостного образа человека. Индивидуальность ограничена как мужчина или женщина; в любой момент своей жизни ограничена также как ребенок, подросток, зрелый взрослый или старый человек. Более того, ей с неизбежностью приходится выбирать себе роль в жизни. По этой причине целостность - полнота человека - создается не отдельной единицей, но всем телом общества как единства; индивидуальность же является лишь органом этого тела. Именно его сообщество определяет образ жизни человека, смысл его прихода в этот мир, язык, на котором он думает, идеи, которые его воспитывают; из прошлой истории пришли к нему гены, выстроившие его тело. И если человек осмелится отрезать себя от общества в своих поступках, мыслях или чувствах, он просто разорвет связь с источником своего существования. Мы уже не раз подчеркивали, что эта связь осуществлялась с помощью мифологической модели мира в древнейших обществах. В форме идеала для подражания и воспроизведения определенного социального поведения выступали первопредки-герои. Уничтожение чудовищ и демонов, создание человека и обучение его ремеслам и искусствам, установление обычаев, режима рек и морей, установление климата и т.п. входят в число важнейших функций культурного героя. Таким образом, соответствующие мифы, связанные с деятельностью героя, во-первых, повествуют о возникновении того, чего раньше не было (многочисленные мифы самых различных народов начинаются с сообщения о том, что раньше не было того-то и того-то) или что было недоступно для человека, и, во-вторых, особое внимание уделяется внесению упорядоченности в природную и социальную сферы, а также введению обрядов, долженствующих перманентно поддерживать установленный порядок. Таким образом, в мифологической модели мира движение ко всеобщей упорядоченности и стабильности шло от Героя > к установленному социуму > к индивидуальному поведению человека. Индивидуальное рассматривалось только в контексте парадигм смыслов поведения первогероев. В те времена весь смысл существования заключался в группе, в огромной безымянной форме, и никакого смысла - в самовыражении личности. Однако в наше время акценты смещаются, и сегодня предстоящие герою свершения совершенно отличны, однако сама символика героя остается необходимой для создания образцов поведения, идеалов и ориентиров человека. Предметом нашего рассмотрения в данном случае являются мифы современных средств массовой информации, т.к. именно через эти каналы осуществляется наибольшая трансляция и коммуникация образов, образцов, новых символов и именно они в эпоху информационного общества является наиболее действенными. В литературе, посвященной исследованиям воздействия массовой культуры в информационном обществе, это воздействие оценивается как негативное (Кукаркин А.В., Саппак В.Л., Муратов С). Философские оценки современной массовой культуры также имеют негативный оттенок. Вот что пишет Б.В.Воронцов в статье "Феномен массовой культуры: этико-философский анализ": "Массовая культура - культура людей праздных, воспринимающих жизнь как непрерывный праздник. Она, конечно, оптимистична, но поэтому же анти-метафизична и эгоистична, что ставит под сомнение ее право называться культурой. Массовая культура исходит из нескольких предпосылок 1. Что ни делается - все к лучшему; 2. Все относительно, в том числе и нормы морали; 3. Свобода - высшая ценность, права личности выше прав общества, - которые теоретически необоснованны, а в моральном отношении небезупречны… Попытки этизировать массовую культуру, о которых пишут некоторые оптимистически настроенные авторы, - нелепы: это все равно, что сделать безнравственность новой моралью. С нашей точки зрения распространение массовой культуры в перспективе грозит нравственным одичанием общества". Однако позволим себе не согласиться с данным мнением. Не говоря обо всех составляющих массовую культуру элементах, остановимся только на одном - средствах массовой информации, телевидении, телесериалах. Телевизор в современном мире - инструмент домашнего очага, который вносит свою лепту в оживление семейного вечера. Если говорить о символах повседневности, то можно увидеть в телевидении не что иное, как волшебное зеркальце колдуньи, либо хрустальный шар мага, в который они вглядывались и говорили, что истинно и что на самом деле творится на белом свете. Однако следует отметить одну принципиальную разницу, а именно: если колдунья всматривалась в зеркало и видела то, что хотела в нем увидеть, то наши центральные программы показывают по телевизору то, что хотят их создатели. Более того, мы не претендуем на анализ всех передач, идущих сегодня по телевидению, это бы слишком расширило предмет нашего исследования. Внимание будет обращено на аспекты мифотворчества и мифологичность телесериалов. В противовес амбициозной позиции Б.Н.Воронцова можно констатировать значительный воспитательный, эталонный, положительный момент этих явлений массовой культуры. Исследователи восприятия телесериалов зрителями, например, М. Муратов, В.С.Саппак, П.С.Гуревич, отмечают, что зритель привыкает к эффекту многосерийности, воспринимает экранную жизнь героев как достоверную, реальную. Они гневно и решительно возражают против попыток сценаристов "умертвить" персонажа, к которому привыкли, болезненно реагируют на все попытки изменить облик героя, разрушить персонификацию. "Каждое воскресенье и каждый вторник на протяжении четырнадцати лет американцы включали экраны, чтобы оказаться на ранчо в полюбившейся им семье Бена Картрайта и трех его сыновей. Другая еженедельная телевизионная серия выходила в эфир двадцать три года подряд". Сериалы бывают трех видов: мыльные оперы, ситкомы (комедия положений) и эпизодические. К первым относятся бесконечные "Санта-Барбара", "Династия", "Даллас" и пр., ко вторым - "Беверли Хиллз 90210", "Мелроуз плейс" и иже с ними, а к третьим - "Секретные материалы", "Вавилон-5", "Звездный путь", "Альф", "Космос: близкий и дальний" ("Война в космосе"), "Внешние пределы" и другие подобные сериалы. В чем разница? Объясним: мыльные оперы потому и называются операми, что их показывают для домохозяек, они долгоиграющи, чтобы понять, в чем там дело, их нужно смотреть постоянно, там много говорят о любви люди, которым за сорок. "Мыльными" их назвали потому, что во время рекламных пауз в таких сериалах обычно рекламировали моющие средства - сериал-то для домохозяек! Ситкомы - это обычно сериалы про молодежь, выясняющую, кто с кем пошел сегодня, куда, и чем дело кончилось. Эпизодические сериалы - это те, в которых каждую серию можно смотреть как законченное произведение. Там есть завязка, расследование, и окончание истории.
М.Элиаде, рассуждая о существовании в сегодняшнем мире мифического, считает, что СМИ, и чаще всего телевидение, в данном аспекте выполняют воспитательную и образовательную роль для молодых поколений. "Совместно с официальной педагогикой и длительное время после того, как она перестает оказывать свое влияние, современный человек подвергается влиянию сильнодействующей, даже если и рассеянной, мифологии, предлагающей целый ряд примеров для подражания. Реальные и воображаемые герои играют важную роль в формировании европейского юношества: персонажи приключенческих рассказов, герои войны, любимцы экрана… Эта мифология с течением времени постоянно обогащается. Мы встречаем один за другим образы для подражания, подбрасываемые нам переменчивой модой, и стараемся быть похожими на них. Писатели часто показывали современные версии, например, Дон Жуана, политического или военного героя, незадачливого любовника, циника, нигилиста, меланхолического поэта и так далее - все эти модели продолжают нести мифологические традиции, которые их топические формы раскрывают в мифическом поведении. Копирование этих архетипов выдает неудовлетворенность своей собственной личной историей. Смутную попытку выйти за рамки своей местной провинциальной истории и снова очутиться в том или ином Великом Времени" Таким образом, современный человек приобщаясь к поведению любимого героя, "бежит" от настоящего времени ("эскапизм" тех же самых сказок), имеет пример для подражания (творит свой собственный сценарий жизни, однако на подражании любимому Герою). Поэтому нельзя говорить о том, что современный мир полностью исключил мифическое поведение, изменилось лишь поле его деятельности: миф больше не доминирует в существенных секторах жизни, однако является базой для формирования символики, несущей определенные смыслы. Вспомним А.Ф.Лосева: "Миф никогда не осознается своими носителями в качестве мифа, однако, он не перестает оставаться мифом, т.е. представлять мир в виде облеченных в конкретную чувственную форму абстрактных идей, воспринимаемых как непосредственная, живая реальность" Нам представляется интересной для рассмотрения такая гипотеза бытия мифа в телесериалах: 1.Использование старых, традиционных мифологем, символов как составляющих УЗК для наполнения новыми смыслами (например, мифологического Героя или Героини). Эти смыслы, как уже говорилось, придают социуму воспитательный потенциал и обеспечивают идентификацию человека с Героем, несущим ярко выраженный положительный оттенок. Однако движение идет в обратном порядке: индивидуальный человек > Герой телесериала > социум. 2. Использование мифотворческих приемов для создания новых социальных мифов, в частности, феминистического направления. 3. Применение мифо-сказочных сюжетов в психоаналитическом варианте. 4. Собственно "фантастические" наррации, однако основанные на уже существующих архетипов.
Первый и второй аспекты тесно взаимосвязаны - поиски новых смыслов могут осуществляться уже на заданной предыдущими аналогами традиции, а мифология как система правильного и идеального поведения индивида в социуме "раскрывает структуру реальности и показывает множественные модальности бытия в мире. Вот почему она является иллюстративной моделью человеческого поведения".
Представляется интересной для анализа интерпретация образа Героини-женщины в традициях телесериалов. Для этого необходимо показать динамику развития образа женской героини в конце ХХ века. Эта динамика отразила становление женской героини в контексте лозунгов, декларируемых движением феминизма начала 70-х годов ХХ века - традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Эта либеральная гуманистическая философия послужила толчком для разработки концепции С.Бем . В основе ее лежит понятие андрогинии, согласно которому любой человек, независимо от биологического пола, может обладать как чертами маскулнности, так и фемининности, соединять в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским.
В телесериалах 50-х-60-х годов женщина - оплот семьи. Она ждет мужа и следит за его правильным питанием. Даже в сериале "Моя прелестная колдунья" Саманта Стивенс использует свои волшебные силы только для готовки на кухне или ведения домашнего хозяйства. Она приносит в жертву свою "необычную" жизнь ради участи простой домохозяйки рядом со своим суженным. Единственными женщинами, которые могли себе позволить действовать на равных со своими мужскими партнерами, были Кэти Гэйл (Хонор Блэкмэн), Эмма Пил (Дайана Ригг) и Тара Кинг (Линда Торсон) - отважные героини сериала "Мстители". Девушка хитры, владеют единоборствами и ничего не боятся, оставаясь сексуальными даже тогда, когда усыпляют смертельными лекарствами своего противника. Данный случай абсолютно уникален. Этот сериал, единственный феномен в своем роде, был снят в Англии - стране, полной тайн, традиций, загадок и психоделики. Его мировая слава началась после показа в США. Героини сериала не только изменили представление о женщинах на экране, но и оказали огромное влияние на стиль западного мышления.
Общество менялось, все чаще велись дискуссии о равенстве прав и полов, феминизм набирал силу, и вместе с ним на экране появлялись новые героини. Женщины все еще очень робко пытались разрушить традиционную мужскую монополию в жанре детектива. Главные роли по-прежнему принадлежали "сильному полу", девушкам приходилось довольствоваться скромными образами секретаршами либо жертвы. Предшественником настоящего "женского детектива" стал сериал "Сержант Андерсон". Великолепная Энджи Джикинсон в роли Сюзанны Андерсон стала первой экранной женщиной-детективом, сумевшей заслужить уважение коллег своей эффективностью в работе и любовью к делу. Она открыла новую страницу в истории сериала и доказала, что женщины блестяще справляются с этой работой. Три героини сериала "Ангелы Чарли" были не только очень умны, но и владели оружием не хуже мужчин, а с помощью боевых искусств могли поймать и обезвредить любого преступника. Однако их главным и абсолютно безотказным оружием оставалась сексуальная привлекательность. Большинство расследований "Ангелов Чарли" происходило в сфере моды, шоу-бизнеса, проституции. Действие, отданное на откуп женщинам, все-таки находилось под строгим контролем мужчин. Это, конечно, было сделано для пущей достоверности. Кто мог поверить, что какие-то симпатичные дамочки представляют опасность для настоящих преступников.
По мнению продюсеров, на равных с мужчиной могли выступать только супергероини. И на экран вышли сериалы, где обычная жизнь была активно приправлена фантастикой. Супер-Дженни из одноименного сериала - школьная учительница, бывшая профессиональная теннисистка, оказывается биомутантом и агентом секретных служб. Наделенная сверхсилой, она прыгает на крыши зданий, голыми руками гнет металлические прутья и легко уничтожает злодеев. Видеть женщину в такой роли - безусловно, редкость и новость, но речь не идет об абсолютно новом концепте, так как "Супер-Дженни" - лишь женский облик "мужчины, созданного научными методами". Успех "Дженни" был настоль велик, что тему супергероинь решили продолжить в новом сериале "Потрясающая женщина". Воинственная леди должна была быть равна мужчинам по возможностям, но в то же время служить объектом подражания для юных девушек. Женщина новой эры, одетая в мини-юбку цвета американского флага, черпает свою силу из феминистских реликвий и справляется со злоумышленниками с помощью своих браслетов и диадем. К сожалению, она настолько часто спасает мужчин, что сериал принимает несколько пародийные черты. От основного действия внимание сильно отвлекают округлые формы героини, которые могут обольстить любого телезрителя. Основной аудиторией этой телепродукции были, конечно, мужчины.
В 80-е годы главными героями сериалов вновь становятся Герои - мужчины. В каждой новой серии им нужна слабая женщина, чтобы защитить ее или крепко обнять. В "Магнуме", "Мак-Бивере", "Полиции Майами", "Микки Спиллейне" женщины меняются с бешеной скоростью - одна героиня в одну серию. Но в этом бесконечном телевизионном параде демонстрации мужской силы все-таки сумел выделиться полицейский сериал "Кэгни и Лэйси", главными героинями которого стали две женщины. Классические темы полицейских сериалов (насилие, оружие, криминал и "закон улиц") соседствуют здесь с линиями личной жизни героинь. Окончание этого сериала ознаменовало долгую паузу в появлении сериальных героинь на службе закона.
"Секретные материалы" стали первым сериалом, где женщина выступала наравне со своим коллегой-мужчиной. Более того, сериал полностью изменил стереотипы, заставив женщину верить в науку и мыслить рационально, в то время как мужчина (Малдер) страсть как хочет наводнить землю марсианами и верит в это сам. Сериал "Зена-королева воинов" задал тон чисто женскому "историческому экшену". "Никто еще до этого не посмел доверить женщине главную роль, причем не просто женщине, а женской линии поведения, совершенно необычной. К тому же Зену не сопровождает ни один мужчина, нет мужчины-помощника, друга и опоры", - говорит Люси Лоулесс, исполнительница роли Зены.
Успех "Баффи-истребительницы вампиров" подтвердил потребность публики в новых героинях. Убийца вампиров, роль которой исполняет Сара Мишель Геллар, привлекает совершенно разных людей, хотя изначально сериал тоже был задуман как мужской. Женская аудитория оказалась гораздо более отзывчивой к этой истерии, а многие девочки полностью отождествляют себя с героиней, дерущейся с нечистью.
Появление подобных новых женских образов говорит об изменении смыслов женского поведения в современном обществе. Женщина больше не является вечной принцессой, которой должен добиваться очередной рыцарь. В привычку входит новая повествовательная схема с главными героинями в главных ролях. Баффи и Зена дерутся, как мужские герои, и получают удары в ответ - факт, который еще лет десять назад казался совершенно нереальным. Нет ничего более стыдного, чем то, что Баффи регулярно спасает Алекса, а поклонникам "Стар Трека" безразличен тот факт, что экипажем корабля управляет суровая Кэтрин Джэнуэй. В новом сериале "Темный ангел" героиня не только демонстрирует свою сверхчеловеческую силу, но и меряет мужчин таким взглядом, от которого они краснеют. Таким образом, можно уже говорить о том, что женские образы в сериале не только привлекают большую аудиторию, но и становятся гораздо многочисленнее. Мы видим все больше и больше женщин-детективов ("Жюли Леско", "Профиль убийцы"), не говоря уже о потрясающих воображение шпионках и наемных убийцах, как Никита.
Женщины в сериалах не только заняли позиции, подобающие им, но и теснят мужчин во всех без исключения жанрах. Женщина берет на себя обязанности телохранителя ("V.I.P."), археолога ("Охотники за древностями"), рыцаря ("Пещера Золотой Розы"), даже специалиста по боевым искусствам ("Смертельная битва"). С того момента, когда хорошо сложенная блондинка бежит и наносит несколько ударов, уже не очень важно содержание и остальные герои. Между героинями "Мстителей" и "Баффи" прошло около 30 лет. Понадобилось все это время для того, чтобы избавиться от предрассудков и забыть те специфические роли, которые предназначены для бывшего "слабого пола". Теперь главные роли в боевиках принадлежат не только мужчинам, но и женщинам, выбор амплуа для которых только увеличивается и становится более разнообразным. Наверное, еще слишком рано говорить о том, что это изменение окончательное, но постоянство успеха Баффи и регулярное появление интересных героинь "боевого стиля" позволяет думать о том, что место женщины в боевиках предопределено и зарезервировано надолго.
Таким образом, мы видим, что развитие женского образа Героини в телесериалах идет в русле вышеуказанной концепции С.Бем и феминистических мифов. Она же разработала опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности. К первой группе она отнесла маскулинных индивидов с выраженными традиционно мужскими качествами (честолюбие, решительность и т.д.). Ко второй группе относятся феминные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетавшие в себе и традиционно женские, и традиционно мужские черты. Четвертую - люди, не имеющие ни черт выраженной маскулинности, ни фемининности. Именно андрогинизм стал новым смыслообразующим ядромв телесерале "Зена-королева воинов". Его хотелось бы сравнить с еще одним - "Удивительные странствия Геракла".
Оба имели большой зрительский успех именно потому, что в первом был показан Герой - маскулинный индивид, отнесенный по классификации С.Бем к первой группе. Был взят мифологический традиционный Герой (с ярко выраженными маскулинными чертами как в античности, так и в современном визуальном образе), и наполнен новыми, современными смыслами. Напомним, что в греческой мифологии герои выполняли как положительные, так и отрицательные поступки. Сам Геракл, согласно мифологической традиции, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, славился своей силой и своими подвигами, известными любому школьнику. Само его имя означает "Прославленный Герой" Однако на современном телевидении, когда ставилась задача создать положительного героя, необходимо было придать символике Героя только положительные качества. В новом американском сериале Геракл представляет собой поток неслыханного милосердия, которые демонстрирует актер - потомок норвежских эмигрантов Кевин Сорбо. Синеглазый гигант с детской улыбкой учит аудиторию помогать слабым и пытаться решать проблемы дипломатическим путем. Кроме того, он убежденный скромник и бессеребреник. Интересен сюжетный ход сценаристов - Геракл путешествует по различным местам - от Индии до Германии, не оставаясь только в зоне Греческих подвигов, встречается с различными мифологическими героями (кельтской Морриган, германо-скандинавским Одином, персидским Ахриманом и т.д.). Таким образом, на современном экране в СМИ в "Удивительных странствиях Геракла" действительно можно отметить образовательные аспекты новой мифологии (ознакомление с мифологическими традициями разных стран), переосмысление образа мужского героя как образца подражания в положительных нравственных аспектах (умный, сильный, защитник слабых и женщин, любящий муж, мирный, красивый) - синтез привлекательного Героя в противовес насилию, безумию, кровавым дракам боевиков.
Сериал о Зене с явно выраженным андрогинным поведением, с одной стороны, формирует новые жизненные смыслы для женщин, подростков, показывая возможности новых гендерных ролей, с другой апеллирует к древним временам, как бы античности, что создавет особую атмосферу мифологичности, архетипичности и возможности определения новой субъектной позиции женщины.
Во времена мифов Золотого Века, древней Греции и Рима, Зена, королева воинов, решает возместить грехи, совершенные ею в своем прошлом. Сопровождаемая лучшей подругой Габриэль (Рене О'Коннор), она помогает всем обездоленным бороться с тиранией и несправедливостью, путешествуют по старинным землям, сражаются со злом.
"Она та, кто борется за правое дело", сказала Люси Лоулесс, актриса, когда ее попросили описать свой персонаж. "Она могучая женщина, сильнее любого мужчины или женщины когда-либо существующих. Она живет не только чувствами и разумом, она герой, который знает все о темной стороне человеческой природы, поскольку ей самой приходится постоянно бороться со злом внутри себя...". "Многие женщины говорили мне, - продолжает Люси Лоулесс - что Зена придает им силы и уверенность в своих возможностях, решимость стать хозяйками своей жизни".
Итак, перед взором телезрителя предстает сильная, красивая, энергичная, самостоятельная, независимая женщина-воин, и не остается сомнения, что в битвах с мужчинами она непобедима. Для представительниц феминистического движения переписывание мифов (в нашем случае - создание телемифов - Е.В.) означает борьбу за искоренение полового неравенства, которое в течение многих столетий проповедовали сказители мифов. В конкретных мифах авторы-женщины часто переносят фокус повествования с героя на героиню или изменяют идейную окраску так, что негативный персонаж наделяется положительными качествами" - считет Д.Перкисс в своей работе "Женщины переписывают мифы". В данном случае "переписывание, или новое про-писывание" было сделано мужчинами-сценаристами при активном участии самой актрисы.
Символ героини прослеживается через значения: женское - битва со злом - отвага - физическая сила - красота. Гармония достигается через оппозиионную пару, представленную спутницей Зены - Габриэль: женское - мирное существование (хозяйство, что-то домашнее), слабость и хрупкость - обычная внешность. Сам мифообраз героини создается как переосмысление в ХХ веке назначения, существования и поведения женщины. Поэтому сериал и стал таким популярным, т. к. соответствовал основным задачам феминистического движения - "заново обрести власть над словами и символами, по-новому осознать женское начало (с точки зрения самих женщин), пересмотреть мифологическую традицию, и, в конечном итоге, изменить мир, в котором мы живем". Миф, с точки зрения феминизма, представляет собой "языковую конструкцию, обладающую способностью изменять состояние объекта (или субъекта). Переосмыслить слово - значить переосмыслить сущность нашего бытия. Это значит переосмыслить наше место в мире и изменить себя)" Вслед за Э. Культеппер, исследующей символику женского поведения в мифах, назовем его "гинэргетической символизацией". Снимая с себя стереотипы Женщины как пассивного, покорного патриарху существа, зависимого, слабого, рождаются мифы о Женщине - королеве своей судьбы, однако, как ни парадоксально, творят эти мифы не женщины, а мужчины. Гиперболизация символа Героини-Зены подчеркивает функцию трикстера в древних мифологемах, антиповедения (Зена не имеет домашнего очага, не спит в комфортных условиях, не одевается в модные наряды, не умеет готовить, не зависит от мужчин, не имеет условий воспитывать детей…). Сплошные "не" традиционным образам женщины, задаваемые образцами и сегодняшней патриархальной культуры.
- Я буду на форуме "Мурзилки" общаться, - говорит дядя Федор. - А я где-нибудь, где про охоту, - говорит Шарик. - А вы? - спрашивает дядя у кота. - А я нигде не буду, - отвечает кот. - мне надоело, Я экономить буду.

Мария
Сабошипосоул
Сабошипосоул
Сообщения: 813
Зарегистрирован: Пн май 20, 2002 4:00 am
Откуда: Владивосток

Сообщение Мария » Пн дек 13, 2004 7:04 am

В принципе, со всем согласна.
В первый раз задумалась, что особенность Зены по сравнению с другими сильными женщинами в том, что рядом с ней нет мужской пары.


Вернуться в «Зена-королева воинов»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot]

cron