Страница 1 из 1

Добавлено: Ср мар 29, 2006 10:20 am
Assistant
Не уверена, что в соответствующем форуме создаю свою тему. Но её возникновение обусловлено прежде всего стремлением выяснить происхождение идеи борьбы героев с богами и напрямую связано с финальной серией "Зены".
Получила весьма любопытный материал, поставляемый мне по заказным рассылкам Mail.Ru о закономерности гибели героев, противостоящих богам. Предлагаю его вашему вниманию:

"Интересно рассмотреть вопрос о проблеме героев и богов. Откровенно садомазохистский аспект культа героев-богоборцев чрезвычайно перекликается с некоторыми чертами атлантической цивилизации ante Christum...

Причем, для Варварской Европы, Древней Италии, Средневековья коллизия Герой/Бог была, в целом, достаточно характерна. Культ Героя, с его инновационной, медиаторской функцией весьма широко прослеживается в истории Запада в основном в мужком образе (потеря представления о независимой женщине возможно, весьма примитивно, но не без доли истины может быть объяснена трактовкой, которая изложена в "Коде да Винчи". Вот и в неолитической, доиндоевропейской культуре Европы доминировал культ матери-героини отозвающейся в современной искусстве - прим. Assistant)...

Богоборчество многих Героев мировой мифологии, находит свое выражение в процессе секуляризации, широко развернувшемся в Европе до РХ и ПХ.

Греция. Диомед сражался с Аресом и ранил Венеру. Тесей (ради друга) собирался похитить жену Аида Персефону. Прометей неоднократно обманывал самого Зевса. Также обманщиками богом являлись Тантал и другие цари-герои.

Месопотамия. Героя Адапа обломал крылья напавшему на него ветру. Великий Гильгамеш нанес оскорбление самой Инанне (Иштар).

Нартский (северокавказский эпос). Герой Батрадз, и богатыри нарты, в целом, бросили вызов богам. Аналогичный вызов 'Силе небесной' бросают и русские быгатыри в былине 'Камское побоище'.

Кстати, у Толкиена этот момент отражен в фигуре одного из эльфийских владык Феанора, пошедшего на острый конфликт с богами-валарами ('Сильмариллион').

Отчего же герои бросают вызов богам? Они не могут поступить иначе (то же самое могу сказать про богов - прим. Assistant). Чем, согласно мифу, отличается Герой от обычного мужественного, сильного, искусного воина? Тем, что приводит себя в состояние исступления, 'священного гнева', и в таком состоянии крушит врагов. В этом сила Героя.

Но в этом же - корень его гибели. (оказывается, все предопределено! Смерть неизбежна. Зритель на нашем примере еще в 4-м и 5-м сезонах должен осознавать неизбежность гибели. Мол, так "принято". - прим. Assistant) Герой, как обладатель ультравыраженного сильного начала (мужского прежде, а нынче и женского - прим. Assistant), не в состоянии признавать авторитет высших сил и бросает вызов богам. А победить, как прежде считалось, языческих богов, олицетворяющих природные, социальные, психические силы 'мира сего', они не могут. Но отсюда и их трагическая гибель. ... Но гибель Героя не окончательна. Сохраняется вера в его 'вторичное пришествие'. (вспомним Геракла, Артура, Кецеолькоатла и т.д. Зена не может быть исключением - прим. Assistant)

Не совсем понятно, как в современной Западной цивилизации сосуществуют эти две мифологемы - Героя и Бога. Из Мифологии мы знаем об их частом противостоянии. Идзанами и Идзанаги. Конфликт Геракла и Геры, в течение всей жизни величайшего греческого Героя подвергавшей его преследованиям.

Интересен в этом аспекте конфликт царя Урука Гильгамеша и Инанны/Иштар. Как известно, великая шумеро-аккадская богиня возжелала любви урукского героя.
Почему же Гильгамеш отверг прекраснейшую из богинь? Современному человеку трудно понять, тем более что Гильгамеш, как и положено Герою, отличался изрядным влечением к женскому полу (мужи Урука жаловались богам, что он отбирает их жен).

Томас Манн, в замечательной книге 'Иосиф и его братья' дает оригинальную трактовку поворота сюжета. Истории с Думузи и Ишуланну для Гильгамеша были лишь отговорками. Истинная же причина отказа состояла в том, что сверхмужественность героя была оскорблена домогательствами богини. (опять-таки весьма любопытная трактовка отношений между богом и простым смертным. Может быть спроектирована на отношения между Аресом и Зеной - прим. Assistant) Прекрасная Инанна/Иштар обладала повышенной брутальностью, и 'брала мужчин' также, как они 'берут женщин'. А с великим Героем это не прошло.
Представление о герое последнее время стало перекликаться с образом женщины в современном кинематографе и рекламе (ср. с появлением сериала о Зене - новая тенденция по сравнению с тем, что существовало в кинематографе до ее появления - прим. Assistant), с акцентом на или просто агрессивность, или агрессивную сексуальность (в Зене агрессивность и сексуальность размежевываются - прим. Assistant)...
В современных течениях искусства женщина принимает на себя функции Героя (в нашем фильме Герой и женщина сливаются в одном образе как свидетество возврата преклонения перед женским образом). Но вступает она в борьбу не просто с Богами, а с обожествляемым мужским началом Вселенной. За это ее ждет награда в виде вечной жизни, т. к. она сама дарит её людям".

Тот факт, что герои гибнут в заслугу за дерзость, неоспорим. Противостояние четко детерминировано. "Победителей здесь судят." Но что заставляет их безропотно принимать эту самую гибель. Геракл борется с Герой и другими богами, Титанами, Антеем, но погибает от рук ничтожеств в результате предательства. И есть множество других примеров подобного рода.
Но вот в чем мой вопрос: почему эта идея торжествует и образе женщины, последнее время провозглашаемой первоисточником нашего мира, его живительной силой? Создателям важно передать мысль о наказании? - начиная с первой серии она лейтмотивом проходит через весь фильм. Интересно, что Зена погибает, выполняя свой долг перед людьми. Но ведь и в первой серии она тоже ощущала свою вину перед ними? Её победителей из последней серии вряд ли можно назвать достойными, как и у Геракла. Скорее для меня ее гибель отождествляется со смертью уничтоженных её богов, ведь наступает она именно после их "сумерков". Она покорно смиряется со своей долей. А доля - это та участь, которая предписана опять-таки богами. Но ведь она их победила? Победила волю Фатума! Почему она отступает?

Превосходство женского начала, которое так звонко заявило о себе в последнее время, просто казалось бы в настоящее время отстаивает свою независимость. Поэтому смерть Зены несколько противоречит идеи женского БЕССМЕРТНОГО начала, в ключе которого был задан фильм. Это начало - олицетворение самой Жизни. Если победила и отстояла жизнь, то сама заслужила её; если наказала не-правду и защитила от неё, то сама то оправдана. Она - действующая сила, Она - определяющий источник жизни. Поэтому и сама не может и не должна отказываться от нее.
Итак, мой вывод - образ Зены, возможно, по сути (не переходя на частности) выдержан и логичен. Не логичен исход и смерть героини. Конец фильма искусственен и непродуман. :noo:

Добавлено: Ср мар 29, 2006 11:44 am
Livia-Ive
"Её победителей из последней серии вряд ли можно назвать достойными...А доля - это та участь, которая предписана опять-таки богами..."Я не согласна, что доля, это участь предписаная Богами. И она это доказала...убив их. Наступление "сумерек"-это был лишь переход, смена веры...
"Поэтому смерть Зены несколько противоречит идеи женского БЕССМЕРТНОГО начала... "Разве противоречит? Она дала "дыхание" этому началу, она подняла его и возрадила, и его поведет уже не Зена, а Габриэль, и по-моему конец дал это понять. И ты сама сказала, что "Это начало - олицетворение самой Жизни... ", значит у него нет телесной оболочки!
"Не логичен исход и смерть героини. Конец фильма искусственен и непродуман." Почему не логичен, т.к она умирает? Она выбрала сама эту смерть, этим она выполнила свое(если можно так сказать), предназначение. Мы знаем ее кармический путь, нам известно куда она отправиться и то, что ее душа не умрет(это и есть дарование бесссмертия). Конец другого рода был бы неуместен, к тому же он свел бы весь фильм, к пустому, бесмысленному исканию главной героини и разбил бы глубину образа и той мысли, которую высказала ты.
FIN - Это хорошая логическая точка. Которая была поставлена в нужном месте, и в нужное время.



это лишь мое мнение)


[ Это сообщение было отредактировано: Livia-Ive 2006-03-29 15:47 ]

Добавлено: Ср мар 29, 2006 3:20 pm
Maggie
On 2006-03-29 14:20, Assistant wrote:

Итак, мой вывод - образ Зены, возможно, по сути (не переходя на частности) выдержан и логичен. Не логичен исход и смерть героини. Конец фильма искусственен и непродуман. :noo:



Что тут добавить...? Так оно и есть. Свернули все по-быстрому, а мозг при этом включить забыли. :evil: Респект, коллега, за этот трактат.


Истинная же причина отказа состояла в том, что сверхмужественность героя была оскорблена домогательствами богини.
... почему эта идея торжествует и образе женщины, последнее время провозглашаемой первоисточником нашего мира, его живительной силой? Создателям важно передать мысль о наказании? Почему она отступает?



Вот и ответ. Сериал-то, и особенно FIN, был сделан мужчиной. "Спасибо" тебе Роб за убийство Зены. :evil: Ладно, шучу, а то будете сейчас помидорками кидаться.

Livia-Ive, согласна, что точка в нужное время была поставлена. Однако, знаешь, все мы конечно когда-нибудь умрем и то что Зене не грозила тихая смерть в 90 лет в своей постели тоже понятно, НО какого черта было это нам показывать да еще и в таких деталях?! И при этом одним взмахом катаны разрушить все что создавалось все эти шесть лет? Извините, но ИМХО весь сценарий FINa - эталон отсутствия логики и просто глупость (хоть и красивая)!

Усе, умолкаю. FIN это моя больная тема...


[ Это сообщение было отредактировано: Maggie 2006-03-29 19:22 ]

Добавлено: Ср мар 29, 2006 5:17 pm
Livia-Ive
И при этом одним взмахом катаны разрушить все что создавалось все эти шесть лет? Я не понимаю, если сценарий сводится к смерти главной героини, то отсюда можно сделать вывод о потраченой работе или о не целостности, не логичности концовки!? Ладно sorry, сколько людей, столько и мнений.