Писатель Михаил Шишкин

Давай-ка поучим тебя вести себя как леди (Видалис)
arinka
Countess de Switzerland
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: Чт июн 20, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение arinka » Сб мар 17, 2007 11:05 pm

Как-то совсем недавно, совершенно случайно, к величайшей своей радости узнала я о том, что есть такой талантливый и очень своеобразный писатель Шишкин Михаил. И почувствовала свою отсталость, ибо люди интеллигентные, читающие знают Шишкина уже несколько лет. Самые известные книжки его – «Венерин волос» и «Взятие Измаила». Я только про Измаил читала и очень впечатлилась.
То есть это такое чтение, при котором время от времени ловишь себя на том, что у тебя, наверно, съехала крыша, ибо кто все эти люди? Только что повествование шло от первого лица женского рода, а тут вдруг ты понимаешь, что рассказчик теперь – старый пьяница. И вот множество, множество героев нагромождается, ты пойман автором и идёшь за ним, вглядываясь во встречные лица, не думаешь о сюжете, о прошедшем и будущем, потому что время отменено; ты погружён в то, что здесь и сейчас, оно единственное существует, оно - и только оно – важно. А потом все эти бесконечные ниточки судеб путаются вместе, образуя узел, и непонятно: из узла ли этого вышли нити, или в узел этот они закономерно пришли? Начало – это конец, а конец – это начало... И мысли роятся в голове, сталкиваются. Но со временем к этой игре привыкаешь – и начинаешь всё смекать, обо всём догадываться, всех узнавать. От этого книга менее интересной не становится.
Что тут ещё? Огромное количество скрытых цитат, вставки текста на старославянском языке, очень красивые метафоры, богатая образность, религиозные аллюзии, рассуждения, рассуждения, рассуждения, судьбы людей, судьбы народов, человек и Бог, закон и справедливость, мир как иллюзия, мир как тюрьма, человек как тюрьма, свобода как тюрьма (на самом деле, про тюрьму тут немного ;) )... Можно долго из пустого в порожнее переливать, восторгаясь: ах, у Шишкина то, ах, у Шишкина это! Но пусть он сам, в конце концов, заговорит.
«Просто каждый из нас использует данное ему кое-как, с ленцой. Чтобы стать силачом, нужно просто почаще напрягать мышцы, напрягать мышцы.»
«хотя кому, как не энциклопедистам, знать, что скотоложство имеет, по мнению современной науки, смотри, в частности, новейшие исследования Hьssy и Baumgartner'a, ту положительную сторону, что исключает возможность потомства идиотов.»
«Над ночным морем была луна, а море в лунках.»
«Д. не сразу заметил, что с пальцем Сони что-то не так, с мизинцем левой руки. Она все время прятала руку под стол, или сжимала в кулак, или совала под мышку. Это случилось лет пять назад, сад был уже раздет и разут, она ходила в Рождествено, к печнику, и по дороге, в Ильинской балке, на нее напали беглые, двое, били ее и, изорвав платье, насиловали. От удара палкой по голове она потеряла сознание, а когда пришла в себя, услышала их разговор – они подумали, что она уже умерла, и Соня продолжала лежать, не шевелясь и стараясь не дышать. Для верности один из них сломал ей палец, и Соня стерпела.
Однажды Д. пришел, а она сидела за столом и выковыривала английской булавкой косточки из вишен. Ее руки были вишневые и фартук, и даже на лбу и щеках были вишневые брызги. На столе лежала газета, и та тоже была вишневая и бугрилась. Перед Соней стояли две миски, одна с целыми вишнями, а другая с растерзанными, косточки с мякотью слиплись горкой посередине прямо на размокшей бумаге.»
«Чей-то черный заскорузлый палец тыкал в желтую фотографию и объяснял, что у деда на войне снесло осколком кусок черепа, но не затронуло мозга – и он так жил, с тонкой кожицей на затылке. Мне запомнилось, что кожица была – как пленочка на яйце.
Еще какая-то полуистлевшая фотография служила в зоне охранником – зеки, улучив момент, сунули ей нож в ребра.
Какие-то младенцы оказывались уже замужем во Владивостоке.
А вот старуха в платке, утирая кончиками слезы, рассказывает мне, что у Сереги еще есть старший брат, но он сидит в тюрьме, потому что на своей свадьбе поссорился с отцом, подрался и прибил его молотком.
Потом оказывается, что этой женщине, сестре Серегиной матери, показавшейся мне старухой, нет и тридцати пяти.
Помню, пошли еще куда-то в гости, и еще. Везде меня хлопали по плечу, чокались. Везде тыкали в фотографии, везде кого-то рожали, женили, убивали.»
«Серый в яблоках день.»

Цитировать и пересказывать можно долго, но не нужно. Надо читать. Советую читать.
Правда, вот «Взятие Измаила» я прочла, а за «Венерин волос» браться не берусь: хочу отдохнуть. Да и, говаривают, "Волос" похуже.
Скачать Взятие Измаила можно :???:

[ Это сообщение было отредактировано: arinka 2007-03-18 02:06 ]
Лучше быть последним в стае, чем первым в стаде. (© Я)

Вернуться в «Культура»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot]